Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Аргунов Иван Петрович. Автопортрет
Аргунов Иван Петрович. Автопортрет

Крепостной графов Шереметевых. Для его живописи характерен «полупарадный» портрет. Вся его жизнь была связана с Шереметевыми, поэтому значительная часть его портретов — члены семейства его хозяев и их предки. Очень много у него портретов крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, в последствии графини Шереметевой.


Портрет молодой графини Шереметевой (1789)
Портрет молодой графини Шереметевой (1789)

Как сверкающий метеор промелькнула в русской истории судьба Прасковьи Жемчуговой, крепостной графов Шереметевых и замечательной певицы. Юная Паша Жемчугова обладала необычайно колоритным, теплым и мягким голосом, яркой, запоминающейся внешностью. Она была дочерью крепостного кузнеца Ковалева, но поскольку Шереметевы интересовались культурой, у них был свой театр, то на способности Паши рано обратили внимание. В 7 лет ее начали учить пению. а в 11 она стала почти профессиональной актрисой.

Когда Паша повзрослела, в нее самозабвенно влюбился молодой граф Николай Шереметев. Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой. Любовь скрывали от всех, т.к. она была запретной: хотя Паша была уже очень известной певицей, она продолжала оставаться крепостной. Только на 30-м году ей дали «вольную». И только через 3 года наконец Паша Жемчугова и Николай Шереметев тайно обвенчались. И снова это не принесло им счастья, т.к. ни красота, ни талант не повлияли на взгляды общества, которое не приняло в свой круг молодую графиню Шереметеву. Все это подорвало силы и здоровье Паши. И на 34-м году жизни после рождения сына она скончалась от чахотки.
Художник много писал актрису Жемчугову, но особенно хорош портрет, написанный в 1789 году, когда Паша была в самом расцвете своей красоты. Аргунов изобразил молодую женщину в роскошном платье с портретом Шереметева на груди. Взгляд больших черных глаз умный и проницательный. Красивые, подвижные брови. Слегка поджатые уголки губ подчеркивают упорный характер. Вся ее фигура выражает сдержанное достоинство, она как бы бросает вызов окружающему ее враждебному миру

Портрет графини Шереметевой в ожидании сына.
Портрет графини Шереметевой в ожидании сына.

На этом портрете графиня уже слегка повзрослевшая, с чуть обозначившимся животом и с неизменным портретом любимого мужа на груди. Она еще даже не чувствует своего скорого трагического конца.

Портрет молодого графа Николая Петровича Шереметева
Портрет молодого графа Николая Петровича Шереметева
Портрет крестьянки в нарядном костюме.(1784)
Портрет крестьянки в нарядном костюме.(1784)

Портрет написан в 1785 году, в нем художник хотел показать, что и обыкновенные крестьяне могли стать волею художника предметом искусства. Перед нами статная, с лицом куда более прекрасным, чем у многих полнотелых, важных матрон, которые глядят на нас с портретов мастеров 18-го века. Эта молодая женщина показана автором так, словно бы именно она олицетворяет идеал русской женщины. Чувствуется, что художник хотел ее приукрасить: нарядил в лучшее платье, высокий кокошник выглядит короной. И все же, несмотря на условности, Аргунов вводит зрителя в неведомый тогда для многих мир простых людей.

Калмычка Аннушка
Калмычка Аннушка
Портрет графини Прасковьи Шереметевой (до 1768)
Портрет графини Прасковьи Шереметевой (до 1768)
Портрет балерины Т.В.Шлыковой-Гранатовой (1789)
Портрет балерины Т.В.Шлыковой-Гранатовой (1789)

Балерина Татьяна Вавсильевна Шлыкова родилась в семье крепостных графов Шереметевых. В 7 лет ее взяли на воспитание в господский дом, учили этикету, декламации, французскому и итальянскому языкам, музыке, пению и танцам. С детства она выступала на сцене домашних театров в Кусково и Останкино. Татьяна Шлыкова считалась первой танцовщицей труппы крепостного театра Шереметевых. Тогда же она получила псевдоним Гранатова.
Татьяна Гранатова-Шлыкова выступала перед монаршими гостями Шереметевых. Во время посещения Кускова императрицы Екатерины II выступление Татьяны так понравилось императрице, что та вызвала ее к себе в ложу, дала ей поцеловать свою руку, похвалила за танец и подарила несколько червонцев.
В 1803 году Гранатова получила вольную, но продолжала жить в имении графов Шереметевых. Татьяна была близкой подругой жены графа Николая Шереметева - Прасковьи (Ковалевой-Жемчуговой). Когда Прасковья вскоре после родов сына умерла, а затем умер и сам Николай Петрович, Татьяна Гранатова-Шлыкова вырастила их сына Дмитрия, а потом помогала растить и внука, Сергея.
Татьяна Шлыкова-Гранатова была религиозным человеком. Регулярно молилась на богослужениях, соблюдала посты, не раз посещала Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом.
Скончалась в глубокой старости в Санкт-Петербурге.

Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметевой (1760)
Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметевой (1760)

Графиня Варвара Алексеевна - статс-дама, единственная дочь князя Алексея Михайловича Черкасского, канцлера, обладателя огромного состояния. Была камер-фрейлиной императрицы Елизаветы. Вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева.

Портрет Екатерины II (1762)
Портрет Екатерины II (1762)

Екатерина изображена на фоне драпировки, в роскошном белом платье из переливающегося атласа. Накидка, подбитая горностаем, живописными складками легла у ног императрицы.Рука указывает на атрибуты царской власти, лежащие на столике в стиле барокко.
Картина написана в светлых голубых и бежевых тонах.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна отличалась красотой, что и передал художник в этом портрете, может быть, чуть приукрашенном, так как Елизавета отличалась еще и полнотой.
Лицо привлекает свежестью красок, выразительные глаза, темные дугообразные брови, светлые пудреные волосы - все в сочетании создает яркий привлекательный образ.
Одета императрица в роскошные одежды с синей лентой через грудь и с орденом - все указывает на принадлежность изображенной женщины к высшей государственной власти.

Портрет К.А.Хрипунова (1757)
Портрет К.А.Хрипунова (1757)

Кузьма Авксентьевич Хрипунов - в 1706 году был послан в Европу для обучения иностранным языкам и другим наукам. В 1713 г. возвратился из Германии в Санкт-Петербург и именем Его Императорского Величества был определен к машинному мастеру Шлитеру. А после смерти мастера был взят в городскую канцелярию. Через 7 лет его взяли в Коллегию Иностранных дел переводчиком. А еще через 20 лет произведен из переводчиков в секретари капитанского ранга в той же Коллегии с окладом в 500 рублей в год.
имел в Вологодском уезде крепостных - 200 душ мужского пола (женские души не считались).

Портрет княгини Варвары Александровны Лобановой-Ростовской (1754)
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской (1754)

Екатерина Александровна, четвертая дочь князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра. Получила превосходное воспитание и образование. Ее рано начали вывозить в свет. Совсем юной она была представлена ко двору и сразу завоевала звание одной из первых красавиц при дворе. В 17 лет ее уже выдали замуж за князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского, ротмистра конной гвардии. Свадьба состоялась при дворе с огромным великолепием.
Екатерина II, еще не будучи императрицей, так рассказывает о своем знакомстве с молоденькой княжной: " У меня сильно болело горло, что продолжалось более трех недель, при сильном жаре, во время которого императрица прислала мне княжну Куракину, выходившую замуж за князя Лобанова. Я должна была ее причесывать; ее усадили для этого в придворном платье и в больших фижмах на мою постель; я старалась как могла"...
Вскоре после свадьбы Екатерина Алексеевна, по причине своего слабого здоровья, удалилась со двора. Она почти безвыездно проживала или в Москве в родительском доме, или в своем имении в Волоколамске.
Семья Лобановых была большой, дети рождались почти каждый год, Материальное положение было тяжелым, а иногда становилось почти критическим - муж был очень непрактичным человеком.
По словам современников, княгиня обладала мягким характером, она лишена была снобизма, гордости, со всеми была вежлива, любезна; она имела веселый нрав, не изменившийся даже в старости. И даже нужда не сделала ее сварливой и унылой - эта доброта души всегда видна была на ее лице.
В конце жизни всегда вокруг нее было много близких и любящих ее людей: сыновья, внуки, родные, друзья из князей Репниных, графов Паниных, князей Долгоруких, Голицыных, Куракиных, Волконских...

Портрет князя Лобанова-Ростовского (1750)
Портрет князя Лобанова-Ростовского(1750)

Князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский - представитель старшей линии княжеского рода рода Лобановых-Ростовских. Этот род вел свое начало от Владимира Мономаха. Как и большинство дворянских детей, он был записан в Конную гвардию, корнет.
По болезни был уволен в отставку с чином лейб-гвардии ротмистра.
Жена - Екатерина Алексеевна Куракина, дочь А.Б.Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра.

Портрет графа Н.П.Шереметева
Портрет графа Н.П.Шереметева

Граф Николай Петрович Шереметев - сын Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых. Получил домашнее образование. Пожалован камер-юнкером. Совершил четырехлетнее путешествие в Голландию, Англию, Францию, Швейцарию и Германию, где повышал свое образование, учился игре на виолончели.
По возвращении в Россию занял придворную должность. Был обер-камергером, главным директором Московского дворянского банка, присутствовал в Сенате.
Выйдя в отставку, переехал в Санкт-Петербург и женился на своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой, которую полюбил, невзирая на неприятие света. Он дал ей вольную. У них родился сын Дмитрий, а через три недели Прасковья умерла то ли от чахотки, то ли от родовой горячки.
После смерти жены Николай Петрович выполнил последнюю волю умершей, посвятил свою жизнь благотворительности. Часть капитала пожертвовал бедным невестам и ремесленникам, начал строительство в Москве странноприимного дома, открытого уже после его смерти.
Кроме того, на средства Шереметевых были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, здание театра в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине.
Похоронен Н.П.Шереметев в Петербурге, в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской лавре.

Портрет неизвестной в темно-голубм платье
Портрет неизвестной в темно-голубом платье
Портрет П.Б.Шереметева
Портрет П.Б.Шереметева

Петр Борисович Шереметев - сын фельдмаршала графа Б.П.Шереметева, сподвижника Петра I. Петр Шереметев был товарищем детства императора Петра II, с которым вместе рос и учился.
В 13 лет был произведен в поручики, а позднее в капитан-поручики лейб-гвардии Преображенского полка. Принцессой Анной Леопольдовной был пожалован в действительные камергеры Императорского двора.
В 1743 году Петр Борисович вступил в брак с дочерью канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского, княжной Варварой Алексеевной, наследницей крупнейшего в России состояния.
В дальнейшем карьера Шереметева резко пошла вверх. Он был кавалером многих орденов. Однако, сам он не имел склонностей ни к военной, ни к гражданской службе.
После внезапной кончины жены Варвары Алексеевны, а затем и дочери Анны, Петр уволился со службы.
Он был владельцем более 150 тысяч душ крестьян и жил в свое удовольствие.
Шереметев был известен своими чудачествами, любовью к искусствам, роскошным образом жизни и огромным богатством. Он обладал лучшим театром и оркестром в России. Продолжил дело своего отца по собиранию в своей усадьбе Кусково картинной галереи портретов - вероятно, лучшей в России 18 века. Его служащие постоянно были озабочены приобретением для графа то "редких руд, окаменелостей и животных", то "бюсты эллинских богов". То он планировал создать для кусковского пруда яхты с командами и пушками, то заботился о приобретении редких раковин для украшения кусковского грота.
Вместе с тем он оставался расчетливым хозяином, всегда входил даже в мелкие детали управления своим огромным хозяйством. Он обустраивал школы для своих крепостных, для обучения наукам, "которые по дому нужны", он противился эксплуатации крестьян. Выращивал в своей оранжерее абрикосы и прочие невиданные деликатесы.
Однако, при всей своей расчетливости, он умел принять в Кусково должным образом саму ЕкатеринуII, давал праздники, поражавшие иностранцев широтой и размахом.
Скончался П.Б.Шереметев в 1788 году и похоронен в Знаменской церкви Новоспасского монастыря.

Портрет графа П.Б.Шереметева (1760)
Портрет графа П.Б. Шереметева (1760)
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

Перед нами портрет будущей императрицы Российской империи Екатерина II. Пока она еще только великая княгиня во всем блеске своей красоты и молодости.

Портрет графини П.Шереметевой
Портрет графини П.Шереметевой

Здесь художник изобразил Прасковью совсем незадолго до рождения сына. Она одета в домашний халат, в чепец.
Женщина устала - от недомогания во время беременности, от переживаний за свое шаткое положение в свете, который так и не принял ее в свой круг. Она больна и душой и телом. И не знает еще, что буквально через месяц-другой она расстанется с этим враждебным для нее миром...

Портрет князя И.П.Голицына
Портрет князя И.П.Голицына
Портрет Т.А.Ветошниковой (1768)
Портрет Т.А.Ветошниковой (1786)

Здесь художник изобразил дочь купца I гильдии А.Березина, жену главного архитектора Адмиралтейства, М.Н.Ветошникова.