Архипов Абрам Ефимович (1862 - 1930)

Архипов Абрам Ефимович (1862 - 1930)

Архипов А. Е. (реализм)

Одним из выдающихся живописцев, продолжающих крестьянскую тематику Товарищества был А. Е. Архипов.

Крестьянский паренек, увлеченный рисованием еще в церковноприходской школе, он сумел в 1888 году закончить Московское училище, где занимался у Перова и Поленова. Спустя два года его приняли в Товарищество передвижных выставок, а еще через четыре предложили преподавать в Училище.

Все свое творчество он посвятил народу, изображал картины-новеллы из крестьянской, а иногда из городской жизни. К сожалению, он не пытается передавать индивидуальные характеристики образов, все его сюжеты воспринимаются в целом, не акцентируя внимание на отдельных персонажах.

В 1902 году Архипов после более чем десятилетнего пребывания в рядах передвижников перешел в Союз русских художников, где надолго оставил деятельность в области бытового жанра.


Лед прошел


Пожалуй, одна из редких радостных картин Архипова. Пришла весна. Река вздулась, взломала лед на реке, и вот лед уже прошел, река очистилась, остались только редкие, иногда проплывающие льдины, да еще кое-где кучки старого нерастаявшего снега на берегу. В этот солнечный день на берег реки высыпали и взрослые, и дети - порадоваться солнышку, реке, наконец-то освободившейся от льда и сулящей много хорошего. Этой рекой люди живут, от нее кормятся. Вот уже в ледяной воде реки женщина полощет белье. Двое мужиков рассуждают, один в фартуке, прибежал прямо с работы посмотреть на реку. Вероятно, обсуждают прогнозы будущего лова рыбы. Сзади них двое ребятишек увлеченно играют прямо на земле - возможно, в камешки?..Ближе к зрителю двое ребятишек - мальчик и девочка. Мальчик, постарше, показывает девочке в сторону реки, может, рассказывает, как он наловит рыбы и принесет домой. А мама приготовит вкусную уху. А за ними дедушка с внучком на руках, тоже смотрит на реку, на редкие проплывающие льдины, вспоминает, как он в молодости ходил по реке на пароходе, зарабатывал на семью деньги. На первом плане мальчишка-подросток с грустью смотрит вдаль, мечтает о новой неизвестной жизни где-то там, за рекой... Колорит картины выдержан в светлых, неярких тонах, созвучных с красками еще не до конца проснувшейся от зимней спячки природы, с блеклой одеждой, бедной, а порой просто нищей. Вроде бы и радость от прихода настоящей весны, но что-то не хочется веселиться громко, что-то нет здесь ничего яркого, звонкого, жизнерадостного. Разве что река - свободная, очистившаяся от старого льда, жизнеутверждающая, полная надежды!

Поденщицы на чугунолитейном заводе


Художник показывает нам о трудном, бедственном положении простых русских женщин, вынужденных работать на таком тяжелом производстве. Это, конечно, работницы, выполняющие самую простую, низкооплачиваемую работу. Это поденщицы, как правило, приезжающие из соседних деревень, потому что там и вовсе негде заработать хоть какие-то живые деньги. Вероятно, сейчас разрешенный перерыв. Можно перекусить скудным обедом. Одна женщина, мать, кормит грудью грудного ребенка, которого ей принесли покормить. А скорее всего, ребенок находится где-то рядом с ней, потому что его некуда деть, пока она работает. Так и хочется вспомнить стихи поэта Некрасова:

"Доля ты, русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать..."



Радоница (1892)


"Радоница" - это весенний праздник поминовения усопших. Еще его называют "родительский день". В этот день на кладбище приходят помянуть близких и знакомых умерших. Люди обходят могилы, кладут поминальные кулечки, рассыпают зерно для птичек и ставят букетик скромных полевых цветов. Художник изобразил крестьян, которые пришли на деревенский погост помянуть своих усопших родственников. Кладбище обычно располагается рядом с церковью или часовней. Постояв у могилы, люди заходят в церковь помолиться за упокой души своих близких, поставить свечку. Выйдя на улицу, одинокий старик садится на скамейку и в горьком раздумье вспоминает , может быть, свою умершую жену. Он остался один. И плохо, тяжко жить ему одному на белом свете. А с другой стороны от него сидят две пожилые женщины - подруги или соседки. Одна внимательно, с сочувствием, слушает,как другая рассказывает горькую историю о болезни и смерти ее мужа. А подальше кружком, прямо на земле, расположилась группа женщин, разложив на платочке скудную снедь, у кого какая есть, и поминают родных. Перед ними стоит нищая, в робкой надежде, что ее тоже чем-нибудь угостят. Везде люди тихо беседуют, вспоминают, делятся горем. У кого-то горе еще недавнее, живое, острое, а у кого-то боль от утраты уже сглаживается, и можно вспоминать с тихой благостью, рассказывать, каким он был хорошим, добрым, забывая все плохое, тяжелое. Ну а сегодня - солнечный весенний день. На фоне еще блеклой зелени травы яркими пятнами выделяются белые кофты, платки, надетые ради большого православного праздника - Радоницы.

По Оке


Картина воссоздает залитую солнцем широкую реку, по которой медленно движется барка-паром. На барке скучились крестьяне и крестьянки с пожитками. Идет великое "перемещение" народа, порожденное разорением, пролетаризацией бедняцкой массы деревни. В картине художник выбрал типичное явление того времени - переселенчество. Вот одна, уже пожилая, видимо, женщина, сидит спиной к зрителю, опершись на руку, задумалась о жизни. которая ее ждет, о неизвестности. Рядом лежит скудный узелок с пожитками. Сзади нее две женщины - одна молодая, румяная, она мечтает о будущей жизни и полна надежды, ей не страшна неизвестнось, а наоборот, она притягивает, заманивает. Рядом с ней женщина постарше, вглядывается вдаль, высматривает, долго ли еще плыть в те неизвестные места...Ближе к корме пожилая женщина в светлом платье и платочке и несколько мужиков. Они рассказывают что-то веселое, видно, вспоминают курьезный случай из жизни. Они воспринимают переезд как приключение, они могут пошутить, позубоскалить между собой. А на корме мальчишка-подросток уезжает на первые заработки. Он с тоской прощается со своим домом, с друзьями, с родными, что остались на том берегу. Когда-то он вернется сюда, и вернется ли? Искрится под горячими лучами солнца вода, мерно плещутся о борт волны, слышны удары весел о воду...Идет великое переселение из одной жизни в другую. Которая лучше, привольнее, свободней?..

Посещение больной


Еще одна история тяжкой беспросветной жизни русского народа конца 19 века. К больной пришла ее подруга или родственница - узнать, как она, полегче ли стало! Та уже в состоянии встать с постели, посидеть с подругой, рассказать о своем недуге, пожаловаться на судьбу. С горестным вниманием та ее слушает. Чувствуется, что женщина одна живет в этой нищей избе. В темном углу, у печки, лежанка с соломой вместо матраса,прикрытая тряпкой. Рядом ведро. Солома рассыпалась по полу - видно, больная еще не в состоянии подмести в избе. Дверь на улицу открыта, скорее всего, чтобы пустить в душную избу свежего воздуха. От картины веет такой беспросветной нуждой, такой, разрывающей душу, тоской от этой суровой, невозможной жизни.

Прачки (1890 е)


Полотно "Прачки" - вершина достижений живописца. Оно посвящено городскому мотиву, связанному с излюбленной мастером крестьянской тематикой. Прачки вербовались прежде всего из тех, кто приходил в город из деревни. Их жизнь протекает в тесноте подвального помещения, в чаду и угаре. Изнурительная, однообразная работа превратила женщин в живые развалины. Сцена глубоко выразительна, хотя в ней нет драматического сюжета. Эпизод, выхваченный из гущи жизни, впечатлял своей остротой, темпераментной живописью. Художник своим мастерством достигает эффекта почти физического ощущения духоты и влажности паров, окутавших подвал и прачек.

В лавке старьевщика


В центре мастерской художник разрисовывает маску. Вокруг коробки со старыми вещами, на столе банки с красками, другие необходимые атрибуты, чтобы придать старым вещам товарный вид, попытаться их отреставрировать. В другой комнате тоже работает художник. Видимо, заказов очень мало, да и покупают неохотно - поэтому обстановка в мастерской скудная, вокруг чувствуется бедность, нужда. Чтобы передать это настроение, художник использует гамму скупых серо-зеленых тонов.

На Волге (1889)




Обратный (1896)




Дворик




Пейзаж. Этюд со срубом




Северная деревня (1900-е)




Северное море