Архипов Абрам Ефимович(1862 - 1930)

Архипов А.Е. (реализм)
Архипов А.Е. (реализм)

Одним из выдающихся живописцев, продолжающих крестьянскую тематику Товарищества был А.Е.Архипов.

Крестьянский паренек, увлеченный рисованием еще в церковноприходской школе, он сумел в 1888 году закончить Московское училище, где занимался у Перова и Поленова. Спустя два года его приняли в Товарищество передвижных выставок, а еще через четыре предложили преподавать в Училище.

Все свое творчество он посвятил народу, изображал картины-новеллы из крестьянской, а иногда из городской жизни. К сожалению, он не пытается передавать индивидуальные характеристики образов, все его сюжеты воспринимаются в целом, не акцентируя внимание на отдельных персонажах.

В 1902 году Архипов после более чем десятилетнего пребывания в рядах передвижников перешел в Союз русских художников, где надолго оставил деятельность в области бытового жанра.


В лавке старьевщика
В лавке старьевщика

В центре мастерской художник разрисовывает маску. Вокруг коробки со старыми вещами, на столе банки с красками, другие необходимые атрибуты, чтобы придать старым вещам товарный вид, попытаться их отреставрировать. В другой комнате тоже работает художник. Видимо, заказов очень мало, да и покупают неохотно - поэтому обстановка в мастерской скудная, вокруг чувствуется бедность, нужда.
Чтобы передать это настроение, художник использует гамму скупых серо-зеленых тонов.

Поденщицы на чугунолитейном заводе
Поденщицы на чугунолитейном заводе

Художник показывает нам о трудном, бедственном положении простых русских женщин, вынужденных работать на таком тяжелом производстве. Это, конечно, работницы, выполняющие самую простую, низкооплачиваемую работу. Это поденщицы, как правило, приезжающие из соседних деревень, потому что там и вовсе негде заработать хоть какие-то живые деньги. Вероятно, сейчас разрешенный перерыв. Можно перекусить скудным обедом. Одна женщина, мать, кормит грудью грудного ребенка, которого ей принесли покормить. А скорее всего, ребенок находится где-то рядом с ней, потому что его некуда деть, пока она работает. Так и хочется вспомнить стихи поэта Некрасова:

"Доля ты, русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать..."

Прачки (1890 е)
Прачки (1890 е)

Полотно "Прачки" - вершина достижений живописца. Оно посвящено городскому мотиву, связанному с излюбленной мастером крестьянской тематикой. Прачки вербовались прежде всего из тех, кто приходил в город из деревни. Их жизнь протекает в тесноте подвального помещения, в чаду и угаре. Изнурительная, однообразная работа превратила женщин в живые развалины.

Сцена глубоко выразительна, хотя в ней нет драматического сюжета. Эпизод, выхваченный из гущи жизни, впечатлял своей остротой, темпераментной живописью. Художник своим мастерством достигает эффекта почти физического ощущения духоты и влажности паров, окутавших подвал и прачек.

На Волге (1889)
На Волге (1889)
Обратный (1896)
Обратный (1896)
Радоница (1892)
Радоница (1892)

"Радоница" - это весенний праздник поминовения усопших. Еще его называют "родительский день". В этот день на кладбище приходят помянуть близких и знакомых умерших. Люди обходят могилы, кладут поминальные кулечки, рассыпают зерно для птичек и ставят букетик скромных полевых цветов.
Художник изобразил крестьян, которые пришли на деревенский погост помянуть своих усопших родственников. Кладбище обычно располагается рядом с церковью или часовней. Постояв у могилы, люди заходят в церковь помолиться за упокой души своих близких, поставить свечку.
Выйдя на улицу, одинокий старик садится на скамейку и в горьком раздумье вспоминает , может быть, свою умершую жену. Он остался один. И плохо, тяжко жить ему одному на белом свете.
А с другой стороны от него сидят две пожилые женщины - подруги или соседки. Одна внимательно, с сочувствием, слушает,как другая рассказывает горькую историю о болезни и смерти ее мужа.
А подальше кружком, прямо на земле, расположилась группа женщин, разложив на платочке скудную снедь, у кого какая есть, и поминают родных. Перед ними стоит нищая, в робкой надежде, что ее тоже чем-нибудь угостят.
Везде люди тихо беседуют, вспоминают, делятся горем. У кого-то горе еще недавнее, живое, острое, а у кого-то боль от утраты уже сглаживается, и можно вспоминать с тихой благостью, рассказывать, каким он был хорошим, добрым, забывая все плохое, тяжелое.
Ну а сегодня - солнечный весенний день. На фоне еще блеклой зелени травы яркими пятнами выделяются белые кофты, платки, надетые ради большого православного праздника - Радоницы.

По Оке
По Оке

Картина воссоздает залитую солнцем широкую реку, по которой медленно движется барка-паром. На барке скучились крестьяне и крестьянки с пожитками.

Идет великое "перемещение" народа, порожденное разорением, пролетаризацией бедняцкой массы деревни. В картине художник выбрал типичное явление того времени - переселенчество.
Вот одна, уже пожилая, видимо, женщина, сидит спиной к зрителю, опершись на руку, задумалась о жизни. которая ее ждет, о неизвестности. Рядом лежит скудный узелок с пожитками. Сзади нее две женщины - одна молодая, румяная, она мечтает о будущей жизни и полна надежды, ей не страшна неизвестнось, а наоборот, она притягивает, заманивает. Рядом с ней женщина постарше, вглядывается вдаль, высматривает, долго ли еще плыть в те неизвестные места...Ближе к корме пожилая женщина в светлом платье и платочке и несколько мужиков. Они рассказывают что-то веселое, видно, вспоминают курьезный случай из жизни. Они воспринимают переезд как приключение, они могут пошутить, позубоскалить между собой. А на корме мальчишка-подросток уезжает на первые заработки. Он с тоской прощается со своим домом, с друзьями, с родными, что остались на том берегу. Когда-то он вернется сюда, и вернется ли?
Искрится под горячими лучами солнца вода, мерно плещутся о борт волны, слышны удары весел о воду...Идет великое переселение из одной жизни в другую. Которая лучше, привольнее, свободней?..

Пейзаж. Этюд со срубом
Пейзаж. Этюд со срубом
Северное море
Северное море
Посещение больной
Посещение больной

Еще одна история тяжкой беспросветной жизни русского народа конца 19 века.
К больной пришла ее подруга или родственница - узнать, как она, полегче ли стало! Та уже в состоянии встать с постели, посидеть с подругой, рассказать о своем недуге, пожаловаться на судьбу. С горестным вниманием та ее слушает.
Чувствуется, что женщина одна живет в этой нищей избе. В темном углу, у печки, лежанка с соломой вместо матраса,прикрытая тряпкой. Рядом ведро. Солома рассыпалась по полу - видно, больная еще не в состоянии подмести в избе. Дверь на улицу открыта, скорее всего, чтобы пустить в душную избу свежего воздуха.
От картины веет такой беспросветной нуждой, такой, разрывающей душу, тоской от этой суровой, невозможной жизни.

Дворик
Дворик
Лед прошел
Лед прошел

Пожалуй, одна из редких радостных картин Архипова. Пришла весна. Река вздулась, взломала лед на реке, и вот лед уже прошел, река очистилась, остались только редкие, иногда проплывающие льдины, да еще кое-где кучки старого нерастаявшего снега на берегу.
В этот солнечный день на берег реки высыпали и взрослые, и дети - порадоваться солнышку, реке, наконец-то освободившейся от льда и сулящей много хорошего. Этой рекой люди живут, от нее кормятся.
Вот уже в ледяной воде реки женщина полощет белье. Двое мужиков рассуждают, один в фартуке, прибежал прямо с работы посмотреть на реку. Вероятно, обсуждают прогнозы будущего лова рыбы.
Сзади них двое ребятишек увлеченно играют прямо на земле - возможно, в камешки?..Ближе к зрителю двое ребятишек - мальчик и девочка. Мальчик, постарше, показывает девочке в сторону реки, может, рассказывает, как он наловит рыбы и принесет домой. А мама приготовит вкусную уху.
А за ними дедушка с внучком на руках, тоже смотрит на реку, на редкие проплывающие льдины, вспоминает, как он в молодости ходил по реке на пароходе, зарабатывал на семью деньги.
На первом плане мальчишка-подросток с грустью смотрит вдаль, мечтает о новой неизвестной жизни где-то там, за рекой...
Колорит картины выдержан в светлых, неярких тонах, созвучных с красками еще не до конца проснувшейся от зимней спячки природы, с блеклой одеждой, бедной, а порой просто нищей.
Вроде бы и радость от прихода настоящей весны, но что-то не хочется веселиться громко, что-то нет здесь ничего яркого, звонкого, жизнерадостного. Разве что река - свободная, очистившаяся от старого льда, жизнеутверждающая, полная надежды!

Северная деревня (1900-е)
Северная деревня (1900-е)