Статьи истории искусств


По автору или статье
По категории
По типу материала
Сбросить
Феофан Грек (около1350-1410)

Феофан Грек (около1350-1410)

Древнерусские иконописцы — кто они были? Очень многих имен мы не знаем, т.к. древняя русская живопись с X по XV века безымянна. Лишь изредка в летописях, старинных книгах встречается несколько...

подробнее
Андрей Рублев (около 1360-1430)

Андрей Рублев (около 1360-1430)

На рубеже XIV — XV веков в Москве творил величайший из мастеров древней Руси Андрей Рублев, ставший, по существу, основателем самостоятельной Московской художественной школы. Творческая деятельность этого величайшего русского иконописца...

подробнее
Дионисий (ок. 1440—1502)

Дионисий (ок. 1440—1502)

Проходит время, приближается век XVI. Утихают распри и войны, и приходит, наконец, на Русь такая неожиданная, такая выстраданная и желанная тишина. Такое время не могло не родить гения, и в...

подробнее
Деревянное зодчество Руси

Деревянное зодчество Руси

До XI века на Руси применяли исключительно дерево при строительстве храмов. В последующие периоды чаще стали строить из камня, и тем не менее дерево еще играло значительную роль в лесных...

подробнее
Русская живопись 18-го века. Портретная живопись.

Русская живопись 18-го века. Портретная живопись.

Восемнадцатый век в искусстве также часто называют веком портрета. Парсуны появились впервые на Руси уже в начале 17-го века. Они запечатлевали русских царей и цариц, их приближенных. В парсуне сочетаются...

подробнее
Никитин Иван Максимович (ок.1690-1741)

Никитин Иван Максимович (ок.1690-1741)

Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Необычна его биография. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» ( будущей Артиллерийской академии ). Увлекался...

подробнее
Матвеев Андрей Матвеевич (1702-1739)

Матвеев Андрей Матвеевич (1702-1739)

Второй крупный мастер портретной живописи 18-го века Матвеев А.М. Учился в Голландии и Фландрии, занимал видное место в искусстве 30-х годов. Он не только пишет портреты, но и пытается осваивать...

подробнее
Вишняков И.Я. (1699-1761)

Вишняков И.Я. (1699-1761)

Художника также называют мастером традиционной парсуны, однако, он уже пытается отойти от этих традиций и внести в портрет характер модели, ее настроение.

подробнее
Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

Художник середины 18-го века, главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии художеств. Вошел в историю искусства как портретист оригинального склада. Среди его работ — живой портрет императрицы Елизаветы Петровны (1755г.),...

подробнее
Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Крепостной графов Шереметевых. Для его живописи характерен «полупарадный» портрет. Вся его жизнь была связана с Шереметевыми, поэтому значительная часть его портретов — члены семейства его хозяев и их предки. Очень...

подробнее
Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)

Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)

Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию...

подробнее
Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)

Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Д.Г. Левицкого. Первоначальное образование он получил у отца, гравера Киево-Печорской лавры. Учился портретной живописи у художника Антропова. Левицкий владел всеми формами портрета...

подробнее
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников — портретистов 18-го века. Старший сын украинского мелкопоместного дворянина, добывал средства на существование вместе с отцом — иконописью и первые уроки получил у...

подробнее
Живопись 18-го века (историческая, бытовая, пейзажная).

Живопись 18-го века (историческая, бытовая, пейзажная).

(«Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. Художник А.П. Лосенко). Исторический жанр главенствовал в Петербургской Академии художеств, однако, он не получил такого развития, как портрет. Как правило, выпускникам Академии давали...

подробнее
Кипренский Орест Адамович ( 1782 — 1836 ). Романтизм.

Кипренский Орест Адамович ( 1782 — 1836 ). Романтизм.

Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека, но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную...

подробнее