Сайт в старом дизайне



Бакст Лев Самойлович (1866 - 1924)

Бакст Лев Самойлович (1866 - 1924)

Бакст Лев Самойлович

Лев Самойлович Бакст (Розенберг) родился в Гродно, 10 мая 1866 года.

Детство его прошло в Петербурге, в среде, далекой от искусства. Он проявил способность к рисованию, но родители не поощряли этого. Стать художником Баксту помогло авторитетное вмешательство известного скульптора Марка Антокольского, благодаря чему он стал вольнослушателем Академии художеств.

Но учеба Бакста быстро разочаровала, он ушел из Академии и уехал в Париж, где занимался рисованием в разных студиях. В Париже на него произвели огромное впечатление работы французских импрессионистов и романтиков. Как и Делакруа, Бакст даже уехал на Восток для совершенствования своего мастерства.

Творчество художника перетерпело множество изменений, он долго искал свой путь. Пробовал свои силы в бытовом жанре, в иллюстрации. Научился владеть рисунком и цветом.
Большое влияние на формирование художника оказало знакомство с Александром Бенуа и его друзьями, вместе с которыми он стал членом общества "Мир искусства" и работать в журнале "Мир искусства". Бакст возглавил в журнале художественный отдел.

В его журнальных рисунках преобладали античные темы - виньетки с древними вазами, свисающими гирляндами, фавнами, развалинами храмов. Эти великолепные контурные рисунки были легкими и изящными, словно кружевной узор. Блестящая журнальная графика Бакста высоко ценилась современниками.

Особое место в деятельности художников "Мира искусства" занимал театр. Именно в театре Бакст нашел себя. Начиная с 1906 года художники "Мира искусства" организовали серию выставок в Париже, где были представлены как выставки русской живописи, так и концерты русской музыки. А в 1909 году состоялся первый "Русский сезон" в Париже, в программе которого значительное место занял балет. Ансамбль музыки, хореографии и живописи сделали спектакли триумфальными.

Бакст был значительной фигурой среди других художников. Зрители были восхищены его декорациями. Слава его в Париже достигла апогея. На родине же ему, как простому еврею, по закону о черте оседлости было запрещено жить в Петербурге. С горечью Бакст покинул Россию навсегда.

К концу 1900-х годов Бакст ограничился работой в театре, благодаря которой вошел в историю как выдающийся театральный художник. Он стал ведущим художником "Русских сезонов" и "Русского балета С.Дягилева", создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям, как "Клеопатра", "Шехерезада", "Карнавал", "Нарцисс", "Дафнис и Хлоя" и др. Они поражали зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, смелыми сочетаниями красок.
Один из современников художника вспоминал театральные работы Бакста так: "Во всем цвела, играла и пела единая буйная живописная стихия...Париж был подлинно пьян Бакстом."
Умер Бакст в Париже 27 декабря 1924 года от отека легких.


Портрет графини Келлер (1902)




Дафнис и Хлоя (Эскиз декорации к балету)




Дафнис и Хлоя (второе действие)




Древний ужас (1908)




Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года. (1900)




Эскиз костюма для Синего Бога




Костюм Клеопатры (1917)




Эскиз костюма пери к балету П.Дюка "Пери" (1911)




Мстительный султан (эскиз костюма) 1922




Мученичество Святого Себастьяна (эскиз декорации) 1911




Портрет девочки




Портрет С. Дягилева с няней (1906)




Портрет сына художника




Портрет танцовщицы М. Казати (1912)




Портрет Серебряковой (1897)




Послеполуденный отдых Фавна (декорация к балету) 1911




Пробуждение спящей Красавицы (декорация) 1921




Синий бог (эскиз декорации к балету) 1912




Танцовщица (эскиз к балету Жар-птица) 1910




Ужин (1902)




Вакханка (Эскиз костюма к балету "Нарцисс") 1910