Сайт в старом дизайне



Бенуа Александр Николаевич ( 1870 - 1960)

Бенуа Александр Николаевич ( 1870 - 1960)

А. Н. Бенуа (символизм)

Русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог "Мира искусства".

Бенуа родился В Санкт-Петербурге в семье архитекторов Бенуа. Учился некоторое время в Академии художеств. Но изобразительным искусством занимался самостоятельно под руководством старшего брата Альберта. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Первой значительной работой Бенуа стал цикл видов Версаля, написанных во время первого парижского путешествия в 1896 году. Он положил начало широко известным циклам художника на версальские темы - свои любимые виды он писал до последних лет жизни.

Крупный знаток французской культуры XVII - XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию как выражение всего художественного духа великой страны. Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, этого регулярного дворцово-паркового ансамбля, созданного близ Парижа волей Короля-солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников.

В эпоху "Мира искусства" версальские картины, партеры, водоемы чаще всего служили у Бенуа фоном, средой, ареной для куртуазно-забавных жанровых сюжетов из быта тщеславного королевского двора.

В 1926 году Бенуа уехал в зарубежную командировку и не вернулся в СССР. Скончался А.Н,Бенуа в Париже в 1960 году.


"Сады Армиды". Эскиз декорации к балету




Китайский павильон "Ревнивец" (1906)


В центре картины китайский павильон, расположенный прямо на воде. Его назвали "Ревнивец", видимо, по причине частого уединения в нем влюбленных пар, которые стремились укрыться от ревнивых глаз своих супругов. Павильон построен в форме китайского фонарика. Он ярко освещен и на фоне света четко видны силуэты целующихся влюбленных, а снаружи тихо страдают и негодуют их супруги. Прямо перед нами застыл муж, прислушиваясь к происходящему внутри, а слева скорее всего супруга со своим отцом, не решившимся отпустить дочь одну гоняться за гулящим зятем. Женщина в отчаянии упала на грудь отцу. Возможно, они с Востока, об этом говорит чалма на голове отца. Сзади за павильоном стоят две лодки, на которых приплыли сюда герои этого банального сюжета. Ночь. Тишина. Падает первый снег, как в народе говорят, "полетели белые мухи" - поздняя осень. Художник правдиво написал осеннее ненастье оттенками коричневого, лилового цветов. Ярким праздничным пятном на фоне осеннего пейзажа выделяется павильон-фонарик - как символ торжества вечной любви.

Дворец при лунном свете


Художник оттенками синего, голубого цвета создал живую, волшебную картину лунной ночи, парка и дворца. Тихо. Природа дремлет под лунным светом, и только два освещенных окна свидетельствуют о присутствии человека: кому-то не спится в эту волшебную лунную ночь. В картине нет ничего необычного, яркого, а хочется стоять у картины и смотреть, смотреть...

Парад в царствование Павла I (1907)


Художник переносит зрителя в конец 18-го века. На зимнем плацу разворачивается картина армейского парада. Император Павел I в компании двух сыновей верхом на конях наблюдает за происходящим. Всадники высокомерно взирают на группу солдат и офицеров. Один из служивых, вытянувшись и сорвав с головы треуголку, застыл, немея от подобострастия и ужаса перед монаршими особами. На первом плане Бенуа изобразил шлагбаум. Этот предмет в картине неслучаен - он символично как бы закрывает выход императору: на заднем плане на фоне мрачного небосвода грозно обозначился роковой фасад недостроенного Михайловского замка, где в 1801 году в результате заговора Павел I будет убит офицерами.

Маскарад при Людовике XV(1898)


С глубокой древности в странах Западной Европы любили устраивать маскарады с масками, с костюмами. Во Франции любовь к маскарадам, к переодеваниям, пляскам и гуляниям была особенно велика. Наибольшей пышностью и выдумкой отличались маскарады в эпоху Людовика XIV. Король предпочитал наряд Аполлона или Юпитера. Это были стилизованные под античность, тяжеловесные парчовые наряды, непременно с короной. А вот Людовик XV не признавал дворцовых празднеств - его неотвратимо влекли публичные маскарады, которые устраивались на площадях или в Ратуше. Здания, площади богато иллюминировались, создавая особенно праздничное настроение. Людовик XV обожал нарядиться обычным горожанином и весь вечер увивался за юбкой какой-нибудь горничной в наряде Клеопатры. Однажды некая хитроумная красавица в 1745 году устроила на короля настоящую "охоту" именно на таком маскараде. Она была одета в костюм богини Дианы из розового шелка, усеянного розами. Охота была успешной - это была мадам де Помпадур. И она так заинтересовала короля, что стала его фавориткой на долгие годы и практически правила вместе с ним.

Оранжерея. Версаль. (1906)


В Версальском дворце- парке есть Оранжерея, предназначенная не только для укрытия нежных экзотических растений, но и для того, чтобы производить глубокое впечатление на посетителей. В зимнее время Оранжерея укрывает более 1200 деревьев в кадках. Большинство - цитрусовые.

Пруд в парке (рисунок)


Живая, чуть фривольная картинка. Перед нами парк, окруживший пруд и закрывший его от любопытных глаз. Группа веселых обнаженных девушек купается в пруду. Однако густая листва деревьев не сумела воспрепятствовать любопытству двоих обнаженных мужчин, жадно подглядывающих за резвящимися девушками.

Водный партер в Версале. Осень


В этой картине нет и следа игривости рококо. В этой картине изображение природы, искусственно созданной рукой человека - подлинная величественность и очарование. В зеркале водоема отражается бескрайнее небо, безлюдность и пустынность партерного парка странным образом оживляют бронзовые статуи; в стылом осеннем пейзаже царит настроение возвышенной грусти, задумчивой созерцательности.

Зеркальце в Трианоне (1905)


большой Трианон - это дворец на территории Версальского парка. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, отсюда его первое название - "Мраморный Трианон".На территории парка созданы бассейны, среди них - бассейн Зеркальце Трианона.

Дворцовая площадь




Эскиз декорации к "Соловью"




Эскиз декорации "Месть купидона"




Берег Финского залива




Петергоф. Главный фонтан




Петергоф.Большой каскад. (1901)




Кассис (1932)




Петергоф. Рисунок




Порт (1895)




Прогулка короля




Роща




Сельский пейзаж (1910)




Свадебная прогулка (1906)