Бенуа Александр Николаевич ( 1870 - 1960)

А.Н.Бенуа  (символизм)
А.Н.Бенуа (символизм)

Русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог "Мира искусства".

Бенуа родился В Санкт-Петербурге в семье архитекторов Бенуа. Учился некоторое время в Академии художеств. Но изобразительным искусством занимался самостоятельно под руководством старшего брата Альберта. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Первой значительной работой Бенуа стал цикл видов Версаля, написанных во время первого парижского путешествия в 1896 году. Он положил начало широко известным циклам художника на версальские темы - свои любимые виды он писал до последних лет жизни.

Крупный знаток французской культуры XVII - XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию как выражение всего художественного духа великой страны. Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, этого регулярного дворцово-паркового ансамбля, созданного близ Парижа волей Короля-солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников.

В эпоху "Мира искусства" версальские картины, партеры, водоемы чаще всего служили у Бенуа фоном, средой, ареной для куртуазно-забавных жанровых сюжетов из быта тщеславного королевского двора.

В 1926 году Бенуа уехал в зарубежную командировку и не вернулся в СССР. Скончался А.Н,Бенуа в Париже в 1960 году.


Прогулка короля
Прогулка короля
Оранжерея. Версаль. (1906)
Оранжерея. Версаль. (1906)

В Версальском дворце- парке есть Оранжерея, предназначенная не только для укрытия нежных экзотических растений, но и для того, чтобы производить глубокое впечатление на посетителей. В зимнее время Оранжерея укрывает более 1200 деревьев в кадках. Большинство - цитрусовые.

Эскиз декорации "Месть купидона"
Эскиз декорации "Месть купидона"
Водный партер в Версале. Осень
Водный партер в Версале. Осень

В этой картине нет и следа игривости рококо. В этой картине изображение природы, искусственно созданной рукой человека - подлинная величественность и очарование. В зеркале водоема отражается бескрайнее небо, безлюдность и пустынность партерного парка странным образом оживляют бронзовые статуи; в стылом осеннем пейзаже царит настроение возвышенной грусти, задумчивой созерцательности.

Пруд в парке (рисунок)
Пруд в парке (рисунок)

Живая, чуть фривольная картинка. Перед нами парк, окруживший пруд и закрывший его от любопытных глаз. Группа веселых обнаженных девушек купается в пруду. Однако густая листва деревьев не сумела воспрепятствовать любопытству двоих обнаженных мужчин, жадно подглядывающих за резвящимися девушками.

Петергоф. Главный фонтан
Петергоф.Главный фонтан
"Сады Армиды". Эскиз декорации к балету
"Сады Армиды". Эскиз декорации к балету.
Берег Финского залива
Берег Финского залива
Дворец при лунном свете
Дворец при лунном свете

Художник оттенками синего, голубого цвета создал живую, волшебную картину лунной ночи, парка и дворца. Тихо. Природа дремлет под лунным светом, и только два освещенных окна свидетельствуют о присутствии человека: кому-то не спится в эту волшебную лунную ночь.
В картине нет ничего необычного, яркого, а хочется стоять у картины и смотреть, смотреть...

Зеркальце в Трианоне (1905)
Зеркальце в Трианоне (1905)

большой Трианон - это дворец на территории Версальского парка. Стены дворца снаружи облицованы розовым мрамором, отсюда его первое название - "Мраморный Трианон".На территории парка созданы бассейны, среди них - бассейн Зеркальце Трианона.

Кассис (1932)
Кассис (1932)
Китайский павильон "Ревнивец" (1906)
Китайский павильон "Ревнивец" (1906)

В центре картины китайский павильон, расположенный прямо на воде. Его назвали "Ревнивец", видимо, по причине частого уединения в нем влюбленных пар, которые стремились укрыться от ревнивых глаз своих супругов.
Павильон построен в форме китайского фонарика. Он ярко освещен и на фоне света четко видны силуэты целующихся влюбленных, а снаружи тихо страдают и негодуют их супруги. Прямо перед нами застыл муж, прислушиваясь к происходящему внутри, а слева скорее всего супруга со своим отцом, не решившимся отпустить дочь одну гоняться за гулящим зятем. Женщина в отчаянии упала на грудь отцу. Возможно, они с Востока, об этом говорит чалма на голове отца. Сзади за павильоном стоят две лодки, на которых приплыли сюда герои этого банального сюжета.
Ночь. Тишина. Падает первый снег, как в народе говорят, "полетели белые мухи" - поздняя осень. Художник правдиво написал осеннее ненастье оттенками коричневого, лилового цветов. Ярким праздничным пятном на фоне осеннего пейзажа выделяется павильон-фонарик - как символ торжества вечной любви.

Маскарад при Людовике XV(1898)
Маскарад при Людовике XV(1898)

С глубокой древности в странах Западной Европы любили устраивать маскарады с масками, с костюмами. Во Франции любовь к маскарадам, к переодеваниям, пляскам и гуляниям была особенно велика. Наибольшей пышностью и выдумкой отличались маскарады в эпоху Людовика XIV. Король предпочитал наряд Аполлона или Юпитера. Это были стилизованные под античность, тяжеловесные парчовые наряды, непременно с короной.
А вот Людовик XV не признавал дворцовых празднеств - его неотвратимо влекли публичные маскарады, которые устраивались на площадях или в Ратуше. Здания, площади богато иллюминировались, создавая особенно праздничное настроение.
Людовик XV обожал нарядиться обычным горожанином и весь вечер увивался за юбкой какой-нибудь горничной в наряде Клеопатры.
Однажды некая хитроумная красавица в 1745 году устроила на короля настоящую "охоту" именно на таком маскараде. Она была одета в костюм богини Дианы из розового шелка, усеянного розами. Охота была успешной - это была мадам де Помпадур. И она так заинтересовала короля, что стала его фавориткой на долгие годы и практически правила вместе с ним.

Парад в царствование Павла I (1907)
Парад в царствование Павла I (1907)

Художник переносит зрителя в конец 18-го века. На зимнем плацу разворачивается картина армейского парада. Император Павел I в компании двух сыновей верхом на конях наблюдает за происходящим. Всадники высокомерно взирают на группу солдат и офицеров. Один из служивых, вытянувшись и сорвав с головы треуголку, застыл, немея от подобострастия и ужаса перед монаршими особами.
На первом плане Бенуа изобразил шлагбаум. Этот предмет в картине неслучаен - он символично как бы закрывает выход императору: на заднем плане на фоне мрачного небосвода грозно обозначился роковой фасад недостроенного Михайловского замка, где в 1801 году в результате заговора Павел I будет убит офицерами.

Петергоф.Большой каскад. (1901)
Петергоф.Большой каскад (1901)
Петергоф. Рисунок
Петергоф. Рисунок
Порт (1895)
Порт (1895)
Роща
Роща
Свадебная прогулка (1906)
Свадебная прогулка (1906)
Сельский пейзаж (1910)
Сельский пейзаж (1910)
Эскиз декорации к "Соловью"
Эскиз декорации к "Соловью"
Дворцовая площадь
Дврцовая площадь