Брак Жорж (1882 - 1963) (кубизм)

Жорж Брак (кубизм)
Жорж Брак (кубизм)

Жорж Брак родился в пригороде Парижа - прославленном импрессионистами Аржантейле; здесь его отец владел мастерской по декорированию интерьеров.Жорж обучался ремеслу декораторов в Гавре, затем в Париже в Школе изящных искусств.

Здесь он впитывает новые веяния в живописи. Увлеченный искусством Матисса, в 1906 году примыкает к "фовистам" и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Отличительной особенностью этого периода является не только особая декоративная красота работ Брака, но также большая, чем у фовистов, конструктивность композиции.

Уже тогда на него сильно стало влиять искусство Сезанна и Пикассо - это приводит к радикальному изменению стиля Брака. Вместо прежних текучих форм появляются мощные геометрические объемы ("Дома в Эстаке"). Буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, как у Сезанна. Именно тогда в речи художников появилось выражение "кубы", породившее название новому направлению в XX веке.

С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. В это время он пишет в основном натюрморты, в которых "кубы" "Домов в Эстаке" начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. Грани эти имеют свою окраску и направленность, кажутся то выступающими, то углубленными, светящимися или затемненными; мягкие живописные мазки сочетаются с острыми контурами. Художник не изображает объект, а стремится передать пластические ощущения и представления о нем. Однако отказ от реального изображения предметов приводил к выхолащиванию образного содержания живописного произведения. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". Теперь картина не "аналог" предмета, а некая "новая реальность", произвольно созданная художником. На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов "вмонтированной" в композицию "живой" натуры - в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т.д. С помощью этих приемов не только привлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города.

После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Начиная с 20-х годов Брак использует лишь отдельные стилевые моменты и приемы кубизма и отказывается от его абстрактных тенденций. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только "видимое", но и "мыслимое". Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, "опредмеченной" поэзией. Живописный язык, используя поэтические "тропы", проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений.

Ведущим жанром в таорчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. Он создает многопредметные композиции, где используются разнообразные выразительные средства. Главная отличительная черта его работ - изысканный строгий колорит, неповторимая гармония глубоких и богатых оттенками желто-коричневых, черных и зеленых тонов, дополненных белым, красным или синим.

Наряду с натюрмортами Брак пишет в 20-е годы портреты и серию обнаженных, захватывающих своей мощной пластикой, широтой ритма и красотой колорита. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи - "канефоры", девушки со священными дарами в виде плодов и цветов. Эти образы сочетают в себе монументальность с почти бесплотной легкостью.

В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). В дальнейшем его живопись обретает новую поэтическую и пространственную широту, а также особую утонченность линий и колорита, наполняется светом. Он пишет ряд морских видов, пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым контуром.

Творчество Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создавал витражи, утонченную и экспрессивнуюю скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором, а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений.


Блюдо с фруктами (1909)
Блюдо с фруктами (1909)
Натюрморт с черепом (Ванитас) 1939
Натюрморт с черепом (Ванитас) 1939
Виадук в Эстаке (1908)
Виадук в Эстаке (1908)
Гитара, фрукты и кувшин (1928)
Гитара, фрукты и кувшин (1928)
Голова женщины (1909)
Голова женщины (1909)
Дома в Эстаке
Дома в Эстаке
Дорога близ Эстака (1908)
Дорога близ Эстака (1908)
Интерьер с палитрой (1942)
Интерьер с палитрой (1942)
Музыкальные инструменты (1908)
Музыкальные инструменты (1908)
Розовая салфетка (1933)
Розовая салфетка (1933)
Натюрморт с двумя лимонами
Натюрморт с двумя лимонами
Натюрморт с ножом
Натюрморт с ножом
Натюрморт с птицей (1955)
Натюрморт с птицей (1955)
Натюрморт с цветами (1945)
Натюрморт с цветами (1945)
Обнаженная и свечи (1958)
Обнаженная и свечи (1958)
Обнаженная (1908)
Обнаженная (1908)
Художник и его модель (1939)
Художник и его модель (1939)
Пасьянс (1942)
Пасьянс (1942)
Пейзаж в Ла-Сьота
Пейзаж в Ла-Сьота
Пейзаж в Эстаке
Пейзаж в Эстаке
Подсолнухи (1943)
Подсолнухи (1943)
Порт в Ла-Сьота (1907)
Порт в Ла-Сьота (1907)
Птицы (1953)
Птицы (1953)
Натюрморт на красной скатерти
Натюрморт на красной скатерти
Серая погода в бухте (1907)
Серая погода в бухте (1907)
Студия IV
Студия IV
Сюжет 41
Сюжет 41
Умывальник (1942)
Умывальник (1942)