Броувер (Браувер) Адриан (1606 - 1638)

Адриан Броувер  (барокко)
Адриан Броувер (барокко)

Важное место в искусстве Фландрии занимает мастер бытового жанра, талантливый художник Адриан Броувер. Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои - крестьяне в городской таверне, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение ("Деревенский лекарь"). Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны, ирония переплетается с горечью, и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля ("Драка"). Письмо его виртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений.


Выпивоха
Выпивоха

Народная картинка из жизни Фландрии. Это кабачок, в одной части которого за столом группа мужчин пьют местное вино или пиво, курят рубку. А в другой части кабачка, на переднем плане, другая группа: трое мужчин и женщина, хозяйка заведения. Двое мужчин, рассказывая байки, курят трубку, а один внимательно слушает разговор мужчин. В центре группы - герой картины, сам "выпивоха", он с довольной улыбкой уже много выпившего наливает себе еще из кувшина с вином. Среди них на таком же стульчике сидит располневшая хозяйка харчевни, она снисходительно выслушивает захмелевших мужчин.
В левом углу девочка, вероятно, дочка хозяйки, ест кашу из миски, пристроившись к треножной табуретке. Она обратила свое лицо к собаке, которая явно взывает к совести девочки, чтобы та угостила ее.
Если в задней части кабачка относительно чисто, то в кухне кругом царит беспорядок: мусор на полу, кое-где разбросанная посуда, сломанный стул - все говорит о том, что хозяйка не слишком усердна и чистоплотна в своем заведении, она лучше предпочитает веселые байки пьяных гостей.
Картина не вызывает улыбки, скорее, горечь, что люди так бессмысленно растрачивают свою жизнь.

Операция на ноге
Операция на ноге

Картина рассказывает о лекарях, которые в средние века были очень распространены, поскольку врачей было мало, да и дорого было такое лечение для простых людей.
В темной захламленной комнате на переднем плане лекарь, скорее всего вскрывает нарыв на ноге или вытаскивает из ноги занозу, щепку или осколок стекла.Конечно, нет никакой стерилизации или обезболивания, но больной терпит, доверившись искусству лекаря.
Рядом пожилая женщина, знахарка. готовит какое-то зелье, она обернулась на открывшуюся дверь, в которую входит посетитель, больной.
В дальнем углу, у окна, другой лекарь заглядывает в рот больному, вероятно, рвет зуб, т.к. это было единственное лечение зубов в те времена.
И снова художник здесь не хочет посмеяться, осудить этих людей, он только рассказывает один момент из жизни своего народа.

Деревенский шарлатан
Деревенский шарлатан

В этой картине больного лечит шарлатан прямо на улице. Под дружный смех окружающих лекарь-шарлатан лечит голову больного, которому явно не до смеха, хотя он изо всех сил показывает вид, что ему тоже смешно. Улыбается и сам лекарь. как бы разделяя мнение окружающих о своих способностях.
Художник здесь все-таки скорее веселится вместе с окружающими, чем огорчается в данной ситуации.
Абсурдность происходящего подчеркивает дополнительная сцена за спиной шарлатана, где из 2-го этажа мужчина льет воду из кувшина. которую пытается поймать руками другой мужчина снизу.

Курильщики
Курильщики
Сцена в кабачке
Сцена в кабачке
Ссора при игре в карты
Ссора при игре в карты

Очередная сцена в кабачке. Рассевшись вокруг перевернутой бочки, выполняющей роль стола, играют в карты трое мужчин. Рядом стоит кувшин из-под вина. Видно, выпито уже много.Одного из друзей заподозрили в шулерстве. Один настолько разъярился, что схватил провинившегося бедолагу за волосы, а другой пытается ударить глиняной кружкой по голове. Второй игрок, такой же обозленный, схватил в руки нож. Сам шулер-неудачник сжался от боли и молит о пощаде.
На втором плане к разбушевавшейся группе обернулись трое сидящих там людей - двое мужчин и пожилая женщина. Они с любопытством наблюдают сцену расправы над шулером.
Со стороны художника это не иллюстрация морального поведения людей, это всего лишь наблюдение их повседневной жизни.

Пьяница
Пьяница