Буше Франсуа (1703 - 1770)

Буше Франсуа  (рококо)
Буше Франсуа (рококо)

Подлинный представитель французского рококо. Буше официально именовался "Первым художником короля", был директором Академии, обладал почетным правом занимать квартиру в Лувре. И пожалуй всей Франции было известно о благоволении к нему всесильной фаворитки короля Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур.

И он был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Станковые картины у него похожи на панно, панно могут смотреться и как самостоятельные произведения. Однако наибольшей известностью пользуются его картины. Увлекшись в юности масляной живописью, художник уже никогда не изменял этой технике.

И все это - галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзаж - все разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня - богиня Флора, а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка. Везде художник изображал юную модель с лучистыми глазами, с как бы случайной, но обольстительной небрежностью закутанные в нежные ткани, окруженные цветами, порхающими эротами. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром" (с Вулканом, с Марсом), "Купанье Дианы" и т.п.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, который видел в художнике порождение всего, с чем боролись просветители. Однако он не отказывал ему в профессионализме. И несмотря на эту критику произведения Буше пользовались огромной популярностью. Их покупали короли и императоры, герцоги и графы, богатые буржуа.

Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Здесь развилось умение "мыслить красками", видеть замысел в больших цветовых отношениях. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал; и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто. Всю жизнь он писал "взахлеб", оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.

Буше пользовался большой популярностью в России. Его даже пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и Буше принял приглашение, однако смерть художника не позволила осуществиться этим планам.

Чем больше всматриваешься сегодня в полотна Буше, в эту сияющую светом, трепещущую нежными цветовыми оттенками радостную живопись, осознаешь его поразительную даровитость, тем большн чувствуешь подлинно цельное, эстетически полнокровное искусство.

Сегодня картины Буше украшают залы виднейших музеев мира. Эти работы несут ощущение полноты жизни, чаруют радостным даром цветовой гармонии, свободным и ликующе-светлым мастерством. Недаром критиковавший его Дени Дидро, отдавая должное его таланту, не мог не сказать:"В нем столько воображения, эффекта, волшебства и легкости!".


Аллегория Живописи (1765)
Аллегория Живописи (1765)
Венера и амур
Венера и амур
Венера и Вулкан
Венера и Вулкан

Венера (римск.) или Афродита(греч.) - любимая дочь Зевса и супруга бога огня и кузнечного ремесла хромоногого Вулкана(римск.)или Гефеста(греч.) Венера неоднократно изменяла Вулкану с богами и смертными. Она не любила Вулкана и на картине отвернула лицо в сторону от мужа, который с большой любовью тянется к своей жене. Вокруг них ангелы, играющие предметами, с которыми Вулкан работает в своей кузнице.
Картина передает пылающую, огнедышащую обстановку.

Венера разоружает амура
Венера разоружает амура
Восход солнца (1753)
Восход солнца (1753)
Геркулес и Омфала
Геркулес и Омфала

Омфала - царица Лидии, к которой за убийство Ифита по приказанию Дельфийского оракула был отдан в трехгодичное рабство Геркулес. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. В свойственной ему манере рококо, художник поместил любовников в роскошную спальню, на кровать с малиновым балдахином. Любовники самозабвенно слились в страстном поцелуе, свидетелями которого были только амуры.

Девушка с цветами в волосах
Девушка с цветами в волосах
Заговор амуров
Заговор амуров
Леда и лебедь
Леда и лебедь

В мифологии Леда соединяется в страстной любовном соитии с Зевсом, который превратился в Лебедя. Художник здесь изображает сцену обольщения Леды.

Лесной пейзаж с солдатами (1740)
Лесной пейзаж с солдатами (1740)
Летняя пастораль (1749)
Летняя пастораль (1749)
Любовная записка (1754)
Любовная записка (1754)
Любовная пастораль (1739)
Любовная пастораль (1739)
Мадам Бержере (ок.1766)
Мадам Бержере (ок.1766)
Мадам де Помпадур (1750)
Мадам де Помпадур (1750)
Отдых на пути в Египет (1770)
Отдых на пути в Египет (1770)
Маркиза де Помпадур
Маркиза де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон - официальная фаворитка короля Людовика XV. На протяжении 20 лет имела огромное влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам.
Девочка получила хорошее образование, подобающее жене аристократа, знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, музицировала. Отличалась красотой и умом. С ней искал знакомства сам Вольтер. Девушка вышла замуж за Шарля Гийома, владельца имения Этиоль близ Парижа.
Жанна имела легкий характер, общительный нрав и, несмотря на замужество, весело проводила много времени в обществе блестящей молодежи.
Банкир Жозеф Пари, желая выслужиться перед королем, представил ему Жанну Пуассон. На балу по случаю бракосочетания дофина все надели костюмы тисовых деревьев. Сам король был в маске, а Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Знакомство состоялось и вскоре мадам д,Этиоль стала официальной и любимой фавориткой короля Людовика XV.
В Версале ей предоставили несколько комнат, соединенных между собой потайной лестницей с королевскими покоями. Затем король подарил ей усадьбу Помпадур вместе с титулом маркизы. Муж дал ей с разрешения церкви развод.
С тех пор король одаривал свою маркизу замками, имениями, драгоценностями - двору новоявленная маркиза обходилась дорого. Супруга короля совсем удалилась от дел и из спальни короля. А умная и образованная маркиза де Помпадур активно вникала во все государственные дела, часто на них влияла и многие из них исполнялись по ее решению.
Умерла она в 42 года, предположительно от рака легкого.

Пан и Сиринга
Пан и Сиринга

Пан (греч.) - божество стад, лесов и полей. Сын нимфы Дриопы и Гермеса. Он был весь заросший волосами, бородатый, козлоногий, с козьими рожками. Входит в свиту Дионисия. Известен пристрастием к вину и веселью. Полон страстной влюбленности к нимфам и преследует их.
Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.
На картине художник изобразил сцену появления Пана перед испуганной Сирингой.

Пастух и пастушка на отдыхе (1761)
Пастух и пастушка на отдыхе (1761)
Пейзаж с мостом (1751)
Пейзаж с мостом (1751)
Пейзаж с водяной мельницей
Пейзаж с водяной мельницей
Диана после охоты (1745)
Диана после охоты (1745)

Диана - дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона. Владычица зверей и богиня, покровительница охоты, любимого занятия родовой знати. Как охотница, Диана могла поражать стрелами не только животных, но и людей.
Художник изобразил Диану в обществе нимф, отдыхающей после охоты. Рядом лежат колчаны с стрелами, охотничьи трофеи: Убитые птица и заяц.

Праздник китайского императора
Праздник китайского императора
Прекрасная кухарка (1732)
Прекрасная кухарка (1732)
Прелести сельской жизни
Прелести сельской жизни
Ринальдо и Армида (1734)
Ринальдо и Армида (1734)

Ринальдо и Армида - пара влюбленных из итальянской эпической поэмы "Освобожденный Иерусалим" Тассо..Это рассказ о первом крестовом походе, завершившимся захватом Иерусалима в 1099г.и установлением христианского царства.
Армида, красивая дева-колдунья, была послана Сатаной, чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар. Она стремилась отомстить Ринальдо за то, что он спас своих товарищей, которых она превратила в монстров. Но ненависть Армиды превратилась в любовь к красивому юноше.
На картине влюбленные сидят на лоне природы, рядом с колоннами. Перед ними стоит зеркало, в котором каждый из них видит свой собственный образ в момент любви - он пылает страстью, она-гордится своей властью над ним.

Спящая женщина. Рисунок
Спящая женщина.Рисунок
Спящая пастушка (1763)
Спящая пастушка (1763)
Терпсихора (1739)
Терпсихора (1739)

Терпсихора - муза и покровительница танцев и хорового пения. Дочь Зевса и Мнемосины. Художник изобразил ее с бубном в руке.

Триумф Венеры (1740)
Триумф Венеры (1740)
Туалет (1742)
Туалет (1742)
Четыре времени года. Зима. (1755)
Четыре времени года. Зима. (1755)