Двуликий Янус

Двуликий Янус

Двуликий Янус

Культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов. Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков и в других культурах. Откуда пришел занявший особое место в пантеоне богов Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация — родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее. Отсюда и два лица — спереди и сзади. Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем был назван первый месяц года-январь. Был он и богом дверей — ведь с них начинается дом.

Ему построили храм — арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны.

Одно лицо принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое — смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию. Похожий прием археологи находили и в других культурах.

Подобные боги с несколькими лицами существовали и в русской истории. С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из «двуликого» превратился в «двуличного», стал воплощением неискренности и лживости.

 

Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, и чаще всего его именем стали «награждать» политиков. Изменились и изображения Януса в скульптурах и на картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.