Дюрер Альбрехт (1471 - 1528). Северное Возрождение

Дюрер Альбрехт
Дюрер Альбрехт

На рубеже XIV - XV веков Германия была еще очень раздроблена, поэтому там долго сохранялись феодальные устои. Развитие немецких городов запаздывало, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. XIV столетие для Германии начинается мощным революционным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма.

Революционное движение в Германии потерпело поражение уже к 1525 гду, но время крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера.

По разносторонности, по масштабу дарования, по широте восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого Возрождения. Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и перспективистом, и инженером. Он оставил после себя огромное количество картин, гравюр, рисунков, скульптуры, рукописных материалов. Художественный язык Дюрера очень сложный , аллегоричный.

Дюрер родился в Нюрнберге, где и получил первоначальное художественное образование у золотых дел мастера, а затем ремесленно-художественное у художника Вольгемута.

Уже в 19 лет он начинает самостоятельную творческую жизнь. Много ездит по Германии и Швейцарии, много занимается гравюрой как на дереве, так и на меди и становится вскоре одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе.

Тема смерти - частая тема его произведений. Дюрер - философ, но философия его лишена непосредственной жизнерадостности, бодрого оптимизма художников итальянского Возрождения. Дюрер выполняет целую серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которых средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью. Позже выполняет серию гравюр на тему "Страсти Христовы".

Дюрер первый в Германии плодотворно разрабатывает проблемы перспективы, анатомии, пропорций.


Обращение Савла, рисунок (1494)
Обращение Савла, рисунок (1494)
Лев, рисунок
Лев, рисунок
Страсти Христовы - Христос на горе Еленойской, Моление о чаше (1508)
Страсти Христовы - Христос на горе Еленойской, Моление о чаше (1508)
Носорог, гравюра (1515)
Носорог, гравюра (1515)
Меланхолия, гравюра (1514)
Меланхолия, гравюра (1514)

Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, "магического квадрата", летучей мыши и пр. полна мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания, овеяна мистическими настроениями, отражающими несомненно настроения общие, характерные для всей атмосферы, в которой жила родина художника в канун Реформации и крестьянских войн.

Болото, акварель (1503)
Болото, акварель (1503)
Адам и Ева, рисунок
Адам и Ева, рисунок
Портрет венецианки (1521)
Портрет венецианки (1521)

Дюрер неоднократно бывал в Италии, и видимо, образ какой-то итальянки заставил его написать этот портрет.

Молодое лицо с ясным высоким лбом наполнено умом и живостью. Его нельзя назвать красивым, но оно обаятельно, благодаря выражению приветливого внимания. В больших темных глазах серьезность и затаенный огонь. Шею обвивает ожерелье из даров моря - жемчуга и кораллов. В маленьком подбородке, в разлете бровей таится упрямство.

В своем легком платье, с вольной прической, она так непохожа на чопорных, в громоздких одеждах, немецких горожанок, землячек Дюрера! Чувствуется, что перед нами не прижимистая лавочница, не глупая домоседка, а собеседница и подруга мужчины, равная ему в горделивом достоинстве.

Картина написана в мягких, коричнево-желтых тонах.

Замок в Тренто, акварель (1495)
Замок в Тренто, акварель (1495)
Тайная вечеря, рисунок
Тайная вечеря, рисунок
Апокалипсис, гравюра
Апокалипсис, гравюра
Четыре апостола (1526)
Четыре апостола (1526)

Это истинно монументальное по величавости образов. Художник изображает четыре характера, четыре темперамента. Каноническим типам апостолов Дюрер придал глубокую индивидуальную характеристику.

Произведение написано на двух досках, в левой на передний план Дюрер выдвинул не чтимого особо католичесчкой церковью Петра, а Иоанна - апостола-философа, наиболее близкого мировоззрения самого Дюрера.

В апостолах, в их разных характерах он давал оценку всему человечеству, провозглашал человеческую мудрость, высоту духа и нравственности. В этом произведении Дюрер выражал надежду на то, что будущее принадлежит лучшим представителям человечества, гуманистам, способныи повести людей за собой.

Святой Иероним (1514)
Святой Иероним (1514)

В келье за столом занят своей работой св.Иероним. На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса. В образе св.Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессанской эпохи.

Чудесное спасение утонувшего мальчика из Брегенцы
Чудесное спасение утонувшего мальчика из Брегенцы
Адам и Ева, гравюра
Адам и Ева, гравюра
Женщины в бане, гравюра (1496)
Женщины в бане, гравюра (1496)
Мадонна с четками (1506)
Мадонна с четками (1506)
Святой Антоний у городской стены, гравюра (1519)
Святой Антоний у городской стены, гравюра (1519)
Пейзаж с пушкой, гравюра (1515)
Пейзаж с пушкой, гравюра (1515)
Рыцарь, смерть и дьявол, гравюра (1513)
Рыцарь, смерть и дьявол, гравюра (1513)

Неуклонно движется вперед всадник, несмотря на то что смерть и дьявол искушают его и пугают.