Джорджоне (1477 - 1510). Венецианское Возрождение

Джорджоне
Джорджоне

Своим особым путем развивалась живопись в Венеции. Влажная атмосфера этого города, построенного на островах, была губительна для фресковой живописи. Поэтому здесь раньше, чем где-либо в Италии, художники освоили технику масляной живописи, изобретенную в Нидерландах. Она была удобной и предоставляла художнику больше разнообразных возможностей. Праздничное настроение, особый теплый золотистый колорит - вот типичные черты, присущие творчеству живописцев этого города.

Одним из известных венецианских художников был Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью Джорджоне очень близок Леонардо, который оказал на него огромное влияние. Но Джорджоне более эмоционален, чем его великий учитель, и интересуется главным образом не столько линейной перспективой, сколько воздушной и проблемами колорита.

За последние пять лет жизни художник создал свои лучшие произведения, исполненные в масляной технике. Умер Джорджоне в расцвете сил, в возрасте 43-х лет от чумы, особенно часто бывшей в Венеции.


Мадонна с младенцем в пейзаже. (1504)
Мадонна с младенцем в пейзаже. (1504)
Гроза (1506)
Гроза (1506)

В картине "Гроза" Джорджоне изображает человека как часть природы. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном пейзаже общим настроением, общим душевным состоянием.

Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. Приглушенные тона оранжево-красной одежды юноши, его зеленовато-белой рубашки перекликаются с белой накидкой женщины и как бы окутаны тем полусумеречным воздухом, который чувствуется при предгрозовом освещении. Зеленый цвет имеет массу оттенков: оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды, свинцовый в тучах. И все это объединено одним светящимся тоном, передающим ощущение зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние человека в предчувствии надвигающейся грозы.

Спящая Венера (1510)
Спящая Венера (1510)

Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение "Спящей Венеры". Ее тело написано легко, свободно. изящно, оно не лишено и чувственной прелести. Но лицо с закрытыми глазами целомудренно-строго.

По свидетельству современников, Джорджоне не успел картину дописать по причине смерти. Пейзаж в ней дописал художник Тициан.

Сельский концерт (1508 - 1510)
Сельский концерт (1508 - 1510)

В этой картине пейзаж также дописывал художник Тициан. картина изображает двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, одна из них берет воду из колодца. Другая играет на свирели. Это наиболее радостное, жизнеутверждающее произведение Джорджоне. Но это живое, естественное чувство радости бытия не связано ни с каким конкретным действием, оно полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения.

Богородица с младенцем (1507)
Богородица с младенцем (1507)
Юдифь (1504)
Юдифь (1504)

Художник изобразил в картине образ женщины, героини древней легенды, хитростью заманившей, а затем убившей персидского царя Олоферна, разорившего ее страну.

Прекрасная Юдифь угостила Олоферна вином и уложила в постель, а когда он уснул, на цыпочках подошла к его одежде, взяла его длинный, обоюдоострый меч, подошла к спящему и опустила острый клинок на его шею.

Джорджоне изобразил Юдифь стоящей, опираясь на правую, невидимую под плащом ногу, другую поставив на голову Олоферна. Легкими пальцами она придерживает рыцарский меч. Взгляд ее, прикованный к смертельному оскалу врага, горд, холоден и немного грустен.

Картина написана в желтой и красной охре, в едином золотистом колорите.

Поклонение младенцу (1510)
Поклонение младенцу (1510)