Эгейское искусство

Руины Кносского дворца.
Руины Кносского дворца.

В 3 -2 тысячелетии до н. э. в бассейне Эгейского моря сложилась цивилизация, которую называют Эгейской или Критской и которая стала преддверием античности. В древнем Крите было развито земледелие, широко распространено скотоводство и охота. Изображенные на печатях, кубках, фресках сцены охоты и ловли быков, сбора олив и приготовления вина свидетельствуют об этом.

Мифы называют Кит родиной ремесла: строительного, корабельного, гончарного, кожевенного, ткацкого. У владыки Крита работал легендарный зодчий искульптор Дедал — создатель Кносского дворца, первых театральных представлений. Он первый из людей дерзнул сделать крылья и вместе с сыном Икаром взлетел подобно птицам в воздух.

Правил Критом легендарный царь Минос, которого в свое время называли властителем моря, т. к. он ранее всех приобрел себе флот и овладел большей частью Эгейского моря. Критское царство было древнейшим в Европе государством с сильной государственной властью, армией, чеканкой монет, с развитой сетью дорог и морскими гаванями. Административным центром Критской державы был Кносский дворец. На Крите была письменность на глиняных табличках, которая, к сожалению, до сих пор не расшифрована.

Критяне поклонялись богине, которая предстает то покровительницей гор и лесов, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. Изображения змей встречались довольно часто, их считали хранительницами домашнего очага. Главным было небесное божество, символом которого был бык. Многочисленные изображения быка украшали дворцовые покои, золотые кубки, каменные и глиняные сосуды, печати. Об этом же говорят и мифы. На Крите обитал Минотавр — кровожадное чудовище с человеческим туловищем и бычьей головой, которому приносились в жертву прекрасные юноши и девушки. Именно сюда, на цветущий остров Крит принес на своей широкой спине прелестную Европу могучий бык с золотыми рогами, в которого превратился Зевс.


Кносский дворец
Кносский дворец

Главный памятник критского искусства — Кносский дворец. Все в этом дворце представляло собой произведения искусства: дворцовая архитектура, фресковая живопись, мелкая скульптура, декоративные сосуды. Кносский дворей — это грандиозный комплекс зданий, в котором около трехсот помещений площадью 24 тыс. кв. м. Дворец имеет очень причудливую планировку в разных уровнях с множеством портиков с колоннами, открытых террас, балконов и лоджий, обилием каменных лестниц. Греки называли этот дворец «лабиринтом», в котором, как говорится в их мифах, невозможно найти выход без путеводной нити. Именно с помощью нити Ариадны нашел выход из лабиринта герой Тесей — победитель Минотавра. В Тронном зале — каменный трон и расходящиеся в разные стороны каменные скамьи для приближенных. Над ними — красочные фрески с изображением грифонов — фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Особое место занимали изображения быков — известна фреска из Кносского дворца: стремительно несущийся бык «в галопе» и акробат, проделывающий сальто у него на спине.

В памятниках Критского искусства нет драматизма, в них рассказывается о радостном отношении к миру. В критской живописи много ярких пышных цветов, колеблющихся трав, резвящихся дельфинов, сверкающих раковин, извивающихся осьминогов.

Бык в прыжке
Бык в прыжке
Фрески Кносского дворца
Фрески Кносского дворца
Голова быка - символ критского божества
Голова быка - символ критского божества

В 15 веке до н. э. на Крит обрушивается страшная катастрофа — извержение вулкана. Затем на остров с Греции вторгаются ахейские племена, они разрушили Кносский дворец и Крит превращается в отсталую провинцию. Центр цивилизации перемещается на материковую Грецию, на Пелопоннес. Здесь ахейцы соорудили мощные крепости - Микены и Тиринф. Здесь также были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако, по сравнению с жизнерадостным Критским искусством искусство ахейцев выглядит сурово и мужественно, оно прославляет войну и охоту.

Микенские фрески
Микенские фрески