Эль Греко (1541 - 1614)

Эль Греко
Эль Греко

17-й век являлся золотым веком для испанской живописи. Она была наполнена духом глубокой серьезности, иногда с некоторым оттенком фанатизма. В основном, писали картины для церквей и портреты. Испанские художники предпочитали темные, коричневые тона и "подвальное освещение" ( сюжет картины в полутьме, лишь наискось его прорезает сноп света) - это придавало необходимое напряжение чудесным легендам из жизни святых и правдивым портретам.

Блестящий расцвет испанской живописи начинается с появлением в 1576 в Испании художника Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко. Он был греком, учился в Италии, а работал и жил до конца жизни в Испании. Много писал по заказу монастырей и церквей в г.Толедо, где и жил.

Сюжеты его картин в основном религиозные, хотя он писал и портреты, и пейзажи. Герои картин Эль Греко всегда находятся в состоянии крайнего напряжения, взволнованности. Лица и фигуры героев Эль Греко удлиненные, вытянутые, изможденные, глаза широко раскрыты, они всегда чем-то похожи друг на друга, поэтому его картины легко можно отличить от работ других художников.

В пейзажах Эль Греко часто изображает человека во время грозы, во вспышках молнии, в них он показывает ничтожность человека перед силами природы. Такое изображение человека характерно для эпохи барокко, в отличие от эпохи Ренессанса. В целом на картинах Эль Греко лежит тот трагический оттенок, который оставили в душе испанцев католицизм и страх перел инквизицией.


Благовещение (1580)
Благовещение (1580)

В полотне нашли отражение глубокое благочестие и испанский культ Марии. Листающая молитвенник коленопреклоненная Мария в красном платье и синем плаще и архангел Гавриил, принесший ей радостную весть, - тема, к которой часто обращался Эль Греко. Вызывает восхищение внутреннее содержание сцены. Во всем облике простой девушки видны испуг и смущение от слов ангела.

Важно, что каждая деталь, каждый предмет имеют свое значение. Раскрытый молитвеник и плетеная корзина с ножницами и шитьем говорят о благочестии и трудолюбии скромной девушки. Символически поднята правая рука Ангела, летящий же голубь олицетворяет сам Дух святой, сила которого, по словам Ангела, осенит Марию.

Распятие (1585 - 1590)
Распятие (1585 - 1590)
Вид Толедо (1600)
Вид Толедо (1600)

Это старинный город Толедо, бывшая столица Испании, - трагический город, где не раз лилась кровь и сверкали мечи, город монахов и опальных поэтов, таинственный, бледносерый, выстроенный из обнаженного камня на горном плато, - этот город стал страстью Эль Греко, его настоящей родиной и его вдохновителем, хотя только в зрелом возрасте он увидел его впервые. С тех пор скалистая панорама Толедо владела воображением Эль Греко: он писал ее и отдельно, писал ее и как фон в своих религиозных картинах.

Спаситель мира (1600)
Спаситель мира (1600)
Святое семейство (1594)
Святое семейство (1594)
Благовещение (1600)
Благовещение (1600)
Фрагмент картины.Благовещение (1600)
Фрагмент картины.Благовещение (1600)

В картине изображен еще один вариант "Благовещения", сюжета из Библии, когда к деве Марии приходит архангел Гавриил и сообщает ей радостную весть о том, что у нее родится сын.

На картине небесный мир: нагромождение облаков с бесчисленными головками херувимов и ангелов. В центре облака разверзаются, и из ослепительного сияния в стремительном полете вырывается белоснежный голубь - Святой Дух, на фоне яркого, божественного света. Внизу Богоматерь Мария и архангел Гавриил, а между ними куст неопалимой купины, вечно горящий символ Богоматери.

Погребение графа Оргаса (1588)
Погребение графа Оргаса (1588)

Одно из самых значительных произведений Эль Греко. На похоронах графа Оргаса, который пожертвовал церкви большие деньги, по легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. На полотне как бы два мира - земной и небесный.

Внизу, на земле, собралась вся испанская знать, на их глазах двое святых спокойно несут тело графа в богатых доспехах. Вверху изображен рай, куда ангел несет душу покойника в виде спеленутого младенца. Над процессией испанской знати, над черными камзолами и накрахмаленными белыми воротниками раскрываются небеса. Из небесных глубин выплывают ангелы, святые, молящиеся праведники, готовые принять душу умершего.

Стираются грани между небом и землей; художник подчеркивает, что земная жизнь есть преддверие к переходу в вечность.

В картине художник представил целую галерею реальных портретных лиц идальго из Толедо. Этих реальных людей Эль Греко сделал свидетелями чуда - святые опускают в гроб тело Оргаса, а в это время в небесах душа Оргаса предстает перед престолом бога. Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. Таких тонких, одухотворенных лиц, такого целомудренного воплощения красоты чистой, строгой юности и красоты старости искусство, пожалуй, еще не знало.

Святой Иероним в кардинальском облачении (1600 - 1614)
Святой Иероним в кардинальском облачении (1600 - 1614)
Святой Иаков Старший
Святой Иаков Старший
Портрет кардинала дона Фернандо Ниньо де Гевара (ок.1598)
Портрет кардинала дона Фернандо Ниньо де Гевара (ок.1598)

На картине портрет Великого Инквизитора Испании, Архиепископа Севильи в 1599-1602 г.г.

Поругание Христа (1577-1579)
Поругание Христа (1577-1579)
Поклонение пастухов (1600)
Поклонение пастухов (1600)
Распятие с Марией, Иоанном и Марией Магдалиной (1600)
Распятие с Марией, Иоанном и Марией Магдалиной (1600)
Моление о чаше (1590)
Моление о чаше (1590)

В Евангелии говорится, как в ночь накануне казни, Христос, зная, что его ждет, молится: "Отче мой! Если возможно,да минует меня чаша сия".