Энгр Жан Огюст Доменик (1780 - 1867)

Энгр Жан Огюст Доменик  (классицизм)
Энгр Жан Огюст Доменик (классицизм)

Энгр - один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.

В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.

В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга - художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.

В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.

В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму - темы берет из мифологии, из истории древних времен.

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает "Портрет Паганини", групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.

Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства". Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.

В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.

Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.


Портрет мадам Эймон (1806)
 Портрет мадам Эймон (1806)
Портрет мадемуазель Ривьер (1805)
Портрет мадемуазель Ривьер (1805)

Одно из наиболее известных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно статуя, возвышается на фоне пейзажа. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость и красота. Круглое лицо девушки обрамлено гладкой прической, на нем выделяются удлиненные глаза, черные густые брови, яркие полные губы.

Художник несколько изменил пропорции девушки - слишком удлиненная шея, выступающая спинка носа - однако это не портит впечатление от портрета.

Фигура девушки, ее взгляд выражают доброжелательность и гордое чувство собственного достоинства, однако, с чуть заметным налетом грусти. Кажется, девушка предчувствует свою судьбу, т.к. в год написания портрета юная Каролина (ей было лет 15) умирает.

Отец Каролины был придворным Наполеона. Он заказал художнику три портрета - свой, жены и дочери.

Портрет мадам Девосе (1807)
Портрет мадам Девосе (1807)

Доверчиво и просто смотрит на нас молодая, прекрасная и счастливая женщина, исполненная достоинства и независимости. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. И лишь полураскрытый веер, который она держит в руке, придает скромному облику юной женщины оттенок легкой шаловливости. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Темный бархат платья мягко контрастирует с теплой, золотистой кожей, с алой шалью и красной спинкой кресла. Из коричневого фона картины выступает изящная голова с гладко причесанными каштановыми волосами.

Портрет мадам Девосе считают самым пленительным портретом кисти Энгра.

Портрет виконтессы де Оссонвиль
Портрет виконтессы де Оссонвиль
Портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807)
Портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807)

Это портрет друга художника Франсуа Гране, тоже художника. Энгр помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Но за этим внешним спокойствием скрыто врутреннее напряжение, которое ощущается в предгрозовой атмосфере, в сизых тучах, нависших над Римом. Эти серо-зеленоватые тучи перекликаются с десятками полутонов, которыми написан плащ модели. Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков.

Портрет баронессы Ротшильд (1848)
Портрет баронессы Ротшильд (1848)
Портрет принцессы Альберт де Бролье (1853)
Портрет принцессы Альберт де Бролье (1853)
Портрет месье де Норвана (1811-1812)
Портрет месье де Норвана (1811-1812)
Портрет герцога Фердинанда-Филиппа Орлеанского(1844)
Портрет герцога Фердинанда-Филиппа  Орлеанского(1844)
Портрет Иосифа-Антуана Молтедо
Портрет Иосифа-Антуана Молтедо
Мадам Гортензия Рейзет (1846)
Мадам Гортензия Рейзет (1846)
Портрет мадам Дельфины Рамель (1859)
Портрет  мадам Дельфины Рамель (1859)
Портрет мадам Инес Муатессье (1856)
Портрет мадам Инес Муатессье (1856)
Портрет мадам Луизы Лебланс
Портрет мадам Луизы Лебланс
Портрет мадам Ривьер (1805)
Портрет мадам Ривьер (1805)

Перед нами мадам Ривьер, портрет которой вместе с дочерью был заказан ее мужем. Особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанная в прямоугольник. Этот овал подчеркивает текучесть складок платья, кашемировой шали, мягкость голубых бархатных подушек.

Портрет мадам Муатессье (1851)
Портрет мадам Муатессье (1851)
Рафаэль и Форнарина
Рафаэль и Форнарина
Портрет Луи Франсуа Бертена (Старшего) - 1832
Портрет Луи Франсуа Бертена (Старшего) - 1832

Это замечательный портрет главы политической прессы 30-х годов, владельца газеты. Это могучий седой старик с умным, спокойным взглядом "хозяина жизни и обстоятельств". Портрет написан с такой силой и верностью, что современники называли его изображением "Юпитера-Громовержца нового времени", а когда Бертен появлялся на улице, говорили:"Вот идет портрет Энгра".

Обет Людовика XIII (1824)
Обет Людовика XIII (1824)

Это алтарный образ для церкви города Монтобана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства".

Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам художника. Полотно принесло художнику небывалый успех.

Послы Агамемнона в шатре у Ахилла (1804)
Послы Агамемнона в шатре у Ахилла (1804)
Антиох и Стратоника (1)
Антиох и Стратоника (1)
Антиох и Стратоника (2)
Антиох и Стратоника "(2)
Апофеоз Гомера (1827)
Апофеоз Гомера (1827)
Большая одалиска
Большая одалиска
Въезд дофина, будущего Карла V, в Париж (1821)
Въезд дофина, будущего Карла V, в Париж (1821)
Мадонна перед чашей с причастием
Мадонна перед чашей с причастием
Наполеон I
Наполеон I
Одалиска с рабыней (1839)
Одалиска с рабыней (1839)
Мадонна
Мадонна
Одиссей (этюд)
Одиссей (этюд)
Персей и Андромеда
Персей и Андромеда
Ромул, победитель Акрона, несет его доспехи в храм Зевса
Ромул, победитель Акрона, несет его доспехи в храм Зевса
Руджиер, освободивший Анджелику (1839)
Руджиер, освободивший Анджелику (1839)
Эдип и Сфинкс (1808)
Эдип и Сфинкс (1808)
Юпитер и Антиопа (1851)
Юпитер и Антиопа (1851)
Юпитер и Фетида
Юпитер и Фетида

Сюжет картины заимствовавн из первой песни "Илиады". Чтобы сильнее подчеркнуть эмоциональность образов, художник пишет Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, тело которой также как будто лишено анатомической правильности: неестественно вывернута ее левая рука, слишком велика шея, - и все это с целью усилить взволнованность ее состояния, страстность ее мольбы.

Источник (1856)
Источник (1856)

Картина написана в конце жизни художника. Это самое пленительное произведение старого мастера. Здесь изображена юная девушка, держащая кувшин, из которого льется вода, - аллегорический образ живительного вечного источника жизни, в котором ему удалось с необычайной силой и страстностью прославить жизнь.