Флавицкий Константин Дмитриевич (1830 - 1866)

Флавицкий Константин Дмитриевич
Флавицкий Константин Дмитриевич

Исторический живописец, образование получил в Академии художеств. Был награжден малой золотой медалью за конкурсную работу "Суд Соломона". Закончил Академию с большой золотой медалью за картину "Дети Иакова продают своего брата Иосифа". В качестве пенсионера повышал свое мастерство в Италии. Известность получил за историческое полотно "Княжна Тараканова". Но Флавицкому было не суждено продолжить свое творчество: еще в Италии он заболел чахоткой и в 33 года умер.


Княжна Тараканова (1864)
Княжна Тараканова (1864)

Многие считают Флавицкого мастером одной картины, именно этой, поскольку именно она прославила художника. Картина посвящена авантюристке, самозванке, которая претендовала как наследница на российский престол и этим подписала себе смертный приговор.

Княжна Тараканова - это действительно реально существовавшая женщина, Августа Тараканова, в крещении Дорофея, была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Жила и воспитывлассь принцесса за границей.

Императрица Екатерина II, опасаясь претендентов на престол, приказала доставить Дорофею в Россию. Императрица ласково приняла Дорофею и, объяснив ей причины столь неожиданного путешествия, принудила принять постриг. Принцессу привезли в Москву, в Ивановский монастырь, и постригли с именем Досифея.

Поначалу пребывание в обители было тягостным. Но свое житейское несчастье Досифея сумела обратить на спасение души: она много молилась, читала духовные книги, трудилась в пользу бедных. Руководил ею на новом пути Митрополит Московский Платон.

После смерти Екатерины II Досифее хотя и не позволяли выходить за пределы обители, но разрешали пускать к себе людей. Скончалась матушка Досифея 4 февраля 1810г, в 64 года, 25 из которых провела в Ивановском монастыре.

Другая княжна Тараканова, самозванка, вероятно, воодушевленная кем-то, или сама узнала о Ивановской матушке Досифее, но она решила воспользоваться этим именем и объявила себя законной претенденткой на престол. Екатерина, конечно, встревожилась, и поручила графу Орлову доставить авнтюристку к ней. Граф сумел завоевать симпатии самозванной княжны и прикинулся влюбленным, а затем обманом привез княжну к Екатерине. Императрица заключила девушку в Петропавловскую крепость, в камеру, которая обычно во время наводнения на Неве затоплялась.

Впрочем, вокруг этой тайны ходило столько легенд, что сейчас очень трудно отличить правду от вымысла. Но Флавицкий воодушевился этой таинственной историей и написал картину.

Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, стоит молодая женщина. Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза - все говорит о том, что она уже в полуобморочном состоянии, силы покидают ее.

После появлении картины на публике, разразился скандал - ведь художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. И если бы не триумф, с которым картина была встречена в обществе, эта история могла закончиться для художника печально.

Дети Иакова продают своего брата Иосифа.
Дети Иакова продают своего брата Иосифа.
Суд Соломона. (1854)
Суд Соломона. (1854)
Христианские мученики в Колизее (1862)
Христианские мученики в Колизее (1862)
Нахождение Моисея дочерью фараона
Нахождение Моисея дочерью фараона