Фрагонар Жан Оноре (1732 - 1806)

Жак Оноре Фрагонар  (рококо)
Жак Оноре Фрагонар (рококо)

Жак Оноре Фрагонар - блестящий мастер, живописец-импровизатор, художник редкостного таланта, восприимчивости, фантазии, темперамента. Это самый крупный французский художник после Ватто и Шардена. Его творчество - утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины 18 века.

Фрагонер родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, приехавшим в Париж в поисках заработка. Юный Фрагонер учился сначала у Шардена, а затем у Буше. За короткий срок художник перенял стилевые приемы Буше и в 1752 году получил Римскую премию за картину на библейский сюжет. За счет академической стипендии едет в Италию. За пять лет, проведенные там Фрагонер превращается в неповторимо самобытного мастера.

Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Будучи в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж - галантные празднества, бытовые картинки, идиллические семейные сцены, темы исторические и литературные, натюрморты, декоративные полотна. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Но чаще всего это галантно-любовные, иногда откровенно эротические, чувственные сцены ("Счастливые возможности качелей"). Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у "малых голландцев" ("Поцелуй украдкой"). Но чаще художник пишет очень широко, свободно, динамично, что свидетельствует и о его уроках у Рембрандта.

Неисчерпаемо богатство фантазии, необычайно смелый, какой-то текучий мазок, легкость живописного письма, построенного на нежных, изысканных сочетаниях голубых, розовых, палевых тонов, смелые композиции, почти современный по своей динамичности рисунок - все это делает Фрагонара со всеми его незамысловатыми любовными картинками одним из блестящих художников эпохи.


Поцелуй украдкой (1878)
Поцелуй украдкой (1878)

Картина написана в бытовом, несколько игривом жанре. Перед нами прихожая богатого дома, в которой художник как бы врасплох захватил юношу и девушку в момент торопливого, украдкой, поцелуя. Девушка явно боится родителей, которые находятся в соседней комнате. На фоне темных занавесей прихожей светлым пятном выделяется атласное, переливающееся платье девушки, ее юное лицо.

Художник очень правдиво и в то же время театрально, с лукавой иронией, передает лица и позы таящихся влюбленных

Портрет мальчика
Портрет мальчика
Амур и Психея
Амур и Психея
Белый бык
Белый бык
Выигранный поцелуй
Выигранный поцелуй
Дама с собачкой (1768)
Дама с собачкой (1768)

Перед нами богатая знатная дама в роскошном туалете с пушистой болонкой на руках. Взгляд дамы одновременно умный и лукавый, она с улыбкой слушает собеседника, играя с собачкой. Одежда дамы, в соответствии с модой в стиле рококо, выдержана в розовых и голубых тонах, украшена всевозможными бантами, лентами и рюшами.

Девочка, играющая с собачкой (1772)
Девочка, играющая с собачкой (1772)
Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона
Диана де Пуатье в мастерской Жана Гужона
Игра в жмурки
Игра в жмурки
Счастливые возможности качелей
Счастливые возможности качелей
Корез и Каллироя
Корез и Каллироя
Любовное преследование
Любовное преследование
Мечтательность (1771-1773)
Мечтательность (1771-1773)
Музыкальное пари
Музыкальное пари
Парнас
Парнас
Ринальдо в садах Армиды
Ринальдо в садах Армиды
Ученье
Ученье
Фокусник
Фокусник
Цефал и Прокрида
Цефал и Прокрида