Франц Халс (ок.1580 - 1666)

Халс Франц  (барокко)
Халс Франц (барокко)

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.


Банкет офицеров гарлемской стрелковой гильдии св.Георга (1627)
Банкет офицеров гарлемской стрелковой гильдии св.Георга (1627)
Встреча офицеров стрелковой роты св.Адриана
Встреча офицеров стрелковой роты св.Адриана
Мулат (1627)
Мулат (1627)
Женский портрет (Мария Ларп)
Женский портрет (Мария Ларп)
Кормилица с ребенком (1620)
Кормилица с ребенком (1620)
Отряд милиции (1637)
Отряд милиции (1637)
портрет Виллема ван Хейтхейссена
Портрет Виллема ван Хейтхейссена

Перед нами торговец зерном в Харлеме, богатый выскочка, объездивший пол-Европы по своим делам, который обзавелся роскошным домом в подражание знатным аристократам.
Он одет по последней моде, осанка напыщенно горделивая, взгляд на зрителя сверху вниз из-под полуприкрытых век, упор одной руки в бедро и выставленная вперед шпага.
Хотя он вовсе не офицер, а коммерсант, но в то время шла война с Испанией и каждый уважающий себя мужчина готов был защищаться с оружием в руках. И конечно портрет должен быть написан именно со шпагой, хотя это явно пустая бравада.

Портрет женщины с веером (1640-е)
Портрет женщины с веером (1640-е)
Портрет молодого человека с перчаткой в руке
Портрет молодого человека с перчаткой в руке
Портрет молодого человека с черепом
Портрет молодого человека с черепом
Портрет мужчины в черном камзоле
Портрет мужчины в черном камзоле
Портрет Яспера Схаде ван Веструма (1645)
Портрет Яспера Схаде ван Веструма (1645)

Перед нами судья Утрехта, занимающий высокое положение в обществе. Молодой, привлекательный, хотя и не волевой человек, одетый богато, но неброско. У него умное лицо, на котором блуждает печальная улыбка, которая уже несет на себе отпечаток горечи и разочарования. Кажется, что за внешним благополучием этот господин скрывает опасную болезнь или глубокую неудовлетворенность жизнью.
Художник использует напряженную контрастную гамму черных и белых тонов с редкими красно-коричневыми пятнами.

Святой Матфей
Святой Матфей
Святой Лука Евангелист (1625)
Святой Лука Евангелист (1625)
Семейный портрет
Семейный портрет
Смеющийся мальчик (1625)
Смеющийся мальчик (1625)
Цыганка (1628-1630)
Цыганка (1628-1630)
Читающий мальчик
Читающий мальчик
Групповой портрет регентов приюта св.Елизаветы в Харлеме
Групповой портрет регентов приюта св.Елизаветы в Харлеме