Сайт в старом дизайне



Гончарова Наталья Сергеевна (1881 - 1926) русский авангард

Гончарова Наталья Сергеевна (1881 - 1926) русский авангард

Гончарова Н. С. Автопортрет

Гончарова Н. С. - русская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х годов.
С 1915 года жила в Париже. Некоторые ее произведения близки к примитивизму, им присуща лубочная экспрессия, яркая декоративность. Была художником театра.
Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены Пушкина Н. Гончаровой). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но оставила его, не закончив.
В начале творческого пути училась у современных французских художников. Вышла замуж за русского живописца М. Ф. Ларионова, полностью разделяла его взгляды в искусстве, однако при этом всегда оставалась самостоятельной в своем творчестве.
В 1907 - 1912 г.г. живопись Гончаровой формировалась под воздействием примитивизма. Художница сосредоточилась на традициях древнерусской иконописи и народного лубка.
Полотна, которые Гончарова писала не в духе примитивизма, отличались напряженной экспрессией и выразительной декоративностью.
С 1910 года Гончарова обратила внимание на кубизм и футуризм, а еще позднее - разрабатывала вместе с мужем Ларионовым новое направление в живописи - "лучизм". Но все ее картины всегда отличались необыкновенной декоративностью, яркостью.
В 1910 году Гончарова с Ларионовым стали одними из учредителей художественного объединения "Бубновый валет". А в 1911- 12 годах - вошли в группу со странным названием "Ослиный хвост". В 1913 году Гончарова вошла в группу "Мишень".
Художница неоднократно принимала участие в выставках в Лондоне, в Париже. По заказу С.П.Дягилева оформляла в Париже театральные постановки. Спектакль "Золотой петушок" с ее декорациями имел шумный успех у парижской публики.
В 1915 году приняла предложение Дягилева работать с ним постоянно и выехала в Париж навсегда вместе с мужем.
Гончарова Н.С. скончалась в Париже в октябре 1926 года.


Беление льна


Наивная картинка из жизни русских крестьян. Льняную ткань крестьяне делали сами. Они выращивали лен, потом его трепали, пряли пряжу, а затем ткали холсты. Эти холсты затем выбеливали на солнце, выкладывая полосы ткани на траву. Уже вечереет, и две женщины собирают полосы выбеленного льна. Одна женщина понесла на плече сложенные холсты домой. Яркими красками художница изобразила кофты, юбки и платки женщин. На крупных, натруженных ногах нет обуви - тогда крестьяне не носили летом обуви, из экономии. Рядом гуляют куры. На фоне вечернего неба выделяются силуэты деревьев.

Крестьянки (1910)


Еще одна сценка из жизни простых русских женщин. Они полощут выстиранное белье в реке. Одна спустилась на бережок и с мостика выполаскивает белье от золы, в которой выпаривали тогда белое белье ("бучили"). Женщина для чистоты еще и выколачивает грязь вальком ("валек" - это деревянная ребристая пластина с ручкой, которой бьют по белью, полощут в воде и снова бьют.) Это очень тяжелая женская работа в те времена. Другая женщина с выстиранным бельем уже поднялась на высокий бугор.

Крестьянские танцы (1911)


Группа крестьян исполняет народный танец, выстроившись цепочкой. С невозмутимыми лицами они перебирают ногами в танце. Картина напоминает детский рисунок, однако фигуры крестьян полны движения, а лица очень выразительны. Одежда написана локальными пятнами без оттенков, а изломы и складки выделены светлыми штрихами.

Купание лошадей (1911)


Летний пейзаж - берег реки, деревья, а подальше большое возделанное поле. Здесь изображены труд и отдых людей и животных. Сюда привели лошадей на купание. Чтобы не замочить штанов, мужчины их сняли и завели лошадей в воду. Один всадник уже выкупанную лошадь выгуливает на берегу. А справа с восторгом наблюдают мальчишки, всей душой желающие присоединиться к такому интересному действу. Картина выполнена в сочетании яркой сочной зелени разных оттенков.

Ледяные скульптуры


Очень выразительная картина. Оказывается, традиция создания ледяных скульптур возникла уже очень давно. Вот и здесь группа мужчин вырезает из замерзшей реки глыбы льда и увозит его на санях к месту создания скульптуры. Мы не видим самих скульптур, но художница так подает этот сюжет, что невольно сразу же представляешь их, эти невидимые скульптуры: даже деревья, кажется, созданы изо льда, настолько выразительны их заледенелые, колкие ветви, с острыми, режущими концами. Сочетание красок в картине также создает это ощущение холода и льда.

Лев


И эта картина напоминает детский рисунок. Но образ льва, скорее всего, львенка, очень живой и выразительный. Написан так же локальным чистым бежевым и коричневым цветом, части тела выделены светлыми желтыми мазками.

Московская зима


Уголок старой Москвы. Снежная, морозная зима. Крыши домов, купы деревьев - все утопает в снегу. По улице бредет запряженная в легкие сани лошадка, в санях дама, а на облучке кучер. Редкие прохожие спешат домой. Вечереет. На белый снег ложатся синие вечерние тени. Розовый закат предвещает усиление мороза. Картина создает радостное, бодрое настроение.

Павлин под ярким солнцем (1911)


Яркая, радостная картина в стиле примитивизма. Разноцветный, декоративно-веселый павлин вызывает радостное настроение от ярких красок, которыми расписан хвост, изящно изогнутая шея, голова, гребень. Ощущение яркого солнца создает преобладание желтого цвета, контрастирующего с синим, красным, зеленым.

Родное окно


Этот проникновенно-тонкий, бесхитростный сюжет полон задушевности, сердечной теплоты. Перед нами всего лишь окно старого дома - с потрескавшейся от времени деревянной рамой, облупившейся краской. На окне за стеклом привычная деревенская герань. На краешке открытой форточки сидит домашний любимец - пестрый кот. С улицы в окно стучатся яркие ветки рябины с резными листьями,среди них кое-где "заблудились" зеленые листочки березы. Сочетание бело-голубых, синих и красных тонов создает радостное настроение - от встречи с родным, близким с детства, отчим домом.

Ваза с цветами (1923)


Этот натюрморт выпадает из серии примитивистских полотен Гончаровой. Изумительно роскошный букет веток буйно цветущих деревьев заполняет все пространство картины. Восхитительная гамма бело-розовых цветов создает радостное ощущение весны, кажется, что картина благоухает запахами весны.

Натюрморт с подсолнухом




Сбор плодов




Сбор яблок




Сенокос




Старуха и семь светильников




Стрижка овец