Гончарова Наталья Сергеевна (1881 - 1926) русский авангард

Гончарова Н.С. Автопортрет
Гончарова Н.С. Автопортрет

Гончарова Н.С. - русская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х годов.
С 1915 года жила в Париже. Некоторые ее произведения близки к примитивизму, им присуща лубочная экспрессия, яркая декоративность. Была художником театра.
Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены Пушкина Н.Гончаровой). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но оставила его, не закончив.
В начале творческого пути училась у современных французских художников. Вышла замуж за русского живописца М.Ф.Ларионова, полностью разделяла его взгляды в искусстве, однако при этом всегда оставалась самостоятельной в своем творчестве.
В 1907 - 1912 г.г. живопись Гончаровой формировалась под воздействием примитивизма. Художница сосредоточилась на традициях древнерусской иконописи и народного лубка.
Полотна, которые Гончарова писала не в духе примитивизма, отличались напряженной экспрессией и выразительной декоративностью.
С 1910 года Гончарова обратила внимание на кубизм и футуризм, а еще позднее - разрабатывала вместе с мужем Ларионовым новое направление в живописи - "лучизм". Но все ее картины всегда отличались необыкновенной декоративностью, яркостью.
В 1910 году Гончарова с Ларионовым стали одними из учредителей художественного объединения "Бубновый валет". А в 1911- 12 годах - вошли в группу со странным названием "Ослиный хвост". В 1913 году Гончарова вошла в группу "Мишень".
Художница неоднократно принимала участие в выставках в Лондоне, в Париже. По заказу С.П.Дягилева оформляла в Париже театральные постановки. Спектакль "Золотой петушок" с ее декорациями имел шумный успех у парижской публики.
В 1915 году приняла предложение Дягилева работать с ним постоянно и выехала в Париж навсегда вместе с мужем.
Гончарова Н.С. скончалась в Париже в октябре 1926 года.


Беление льна
Беление льна

Наивная картинка из жизни русских крестьян. Льняную ткань крестьяне делали сами. Они выращивали лен, потом его трепали, пряли пряжу, а затем ткали холсты. Эти холсты затем выбеливали на солнце, выкладывая полосы ткани на траву.
Уже вечереет, и две женщины собирают полосы выбеленного льна. Одна женщина понесла на плече сложенные холсты домой. Яркими красками художница изобразила кофты, юбки и платки женщин. На крупных, натруженных ногах нет обуви - тогда крестьяне не носили летом обуви, из экономии. Рядом гуляют куры. На фоне вечернего неба выделяются силуэты деревьев.

Ваза с цветами (1923)
Ваза с цветами (1923)

Этот натюрморт выпадает из серии примитивистских полотен Гончаровой. Изумительно роскошный букет веток буйно цветущих деревьев заполняет все пространство картины. Восхитительная гамма бело-розовых цветов создает радостное ощущение весны, кажется, что картина благоухает запахами весны.

Крестьянки (1910)
Крестьянки (1910)

Еще одна сценка из жизни простых русских женщин. Они полощут выстиранное белье в реке. Одна спустилась на бережок и с мостика выполаскивает белье от золы, в которой выпаривали тогда белое белье ("бучили"). Женщина для чистоты еще и выколачивает грязь вальком ("валек" - это деревянная ребристая пластина с ручкой, которой бьют по белью, полощут в воде и снова бьют.) Это очень тяжелая женская работа в те времена. Другая женщина с выстиранным бельем уже поднялась на высокий бугор.

Крестьянские танцы (1911)
Крестьянские танцы (1911)

Группа крестьян исполняет народный танец, выстроившись цепочкой. С невозмутимыми лицами они перебирают ногами в танце. Картина напоминает детский рисунок, однако фигуры крестьян полны движения, а лица очень выразительны. Одежда написана локальными пятнами без оттенков, а изломы и складки выделены светлыми штрихами.

Купание лошадей (1911)
Купание лошадей (1911)

Летний пейзаж - берег реки, деревья, а подальше большое возделанное поле. Здесь изображены труд и отдых людей и животных. Сюда привели лошадей на купание. Чтобы не замочить штанов, мужчины их сняли и завели лошадей в воду. Один всадник уже выкупанную лошадь выгуливает на берегу. А справа с восторгом наблюдают мальчишки, всей душой желающие присоединиться к такому интересному действу. Картина выполнена в сочетании яркой сочной зелени разных оттенков.

Лев
Лев

И эта картина напоминает детский рисунок. Но образ льва, скорее всего, львенка, очень живой и выразительный. Написан так же локальным чистым бежевым и коричневым цветом, части тела выделены светлыми желтыми мазками.

Ледяные скульптуры
Ледяные скульптуры

Очень выразительная картина. Оказывается, традиция создания ледяных скульптур возникла уже очень давно. Вот и здесь группа мужчин вырезает из замерзшей реки глыбы льда и увозит его на санях к месту создания скульптуры. Мы не видим самих скульптур, но художница так подает этот сюжет, что невольно сразу же представляешь их, эти невидимые скульптуры: даже деревья, кажется, созданы изо льда, настолько выразительны их заледенелые, колкие ветви, с острыми, режущими концами.
Сочетание красок в картине также создает это ощущение холода и льда.

Московская зима
Московская зима

Уголок старой Москвы. Снежная, морозная зима. Крыши домов, купы деревьев - все утопает в снегу. По улице бредет запряженная в легкие сани лошадка, в санях дама, а на облучке кучер. Редкие прохожие спешат домой. Вечереет. На белый снег ложатся синие вечерние тени. Розовый закат предвещает усиление мороза. Картина создает радостное, бодрое настроение.

Натюрморт с подсолнухом
Натюрморт с подсолнухом
Павлин под ярким солнцем (1911)
Павлин под ярким солнцем (1911)

Яркая, радостная картина в стиле примитивизма. Разноцветный, декоративно-веселый павлин вызывает радостное настроение от ярких красок, которыми расписан хвост, изящно изогнутая шея, голова, гребень. Ощущение яркого солнца создает преобладание желтого цвета, контрастирующего с синим, красным, зеленым.

Родное окно
Родное окно

Этот проникновенно-тонкий, бесхитростный сюжет полон задушевности, сердечной теплоты. Перед нами всего лишь окно старого дома - с потрескавшейся от времени деревянной рамой, облупившейся краской. На окне за стеклом привычная деревенская герань. На краешке открытой форточки сидит домашний любимец - пестрый кот. С улицы в окно стучатся яркие ветки рябины с резными листьями,среди них кое-где "заблудились" зеленые листочки березы.
Сочетание бело-голубых, синих и красных тонов создает радостное настроение - от встречи с родным, близким с детства, отчим домом.

Сбор плодов
Сбор плодов
Сбор яблок
Сбор яблок
Сенокос
Сенокос
Стрижка овец
Стрижка овец
Старуха и семь светильников
Старуха и семь светильников