Грабарь Игорь Эммануилович (1871 - 1960)

Грабарь И.Э.  (импрессионизм)
Грабарь И.Э. (импрессионизм)

И.Э.Грабарь - Это одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек многогранный, проявивший себя в искусстве, науке, музейном и реставрационном деле. За свою очень долгую жизнь Грабарь много трудился, отдавая всего себя делу, которым он занимался в этот период.

И.Э. Грабарь родился в Будапеште, в русской семье. Все его многочисленные родственники активно принимали участие в освободительном движении против "мадьяризации" славян, входивших в состав Австро-Венгерской империи, куда входил в то время Будапешт. За эту деятельность судили его деда и мать. Отец был вынужден скрываться, а в 1876 г. он эмигрировал в Россию. Некоторое время спустя в Россию привезли и Игоря.

После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее. Он мечтал о живописи, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской гаалереи и других московских музеев.

Осенью 1889г., 18 лет от роду, без денег, Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится на двух факультетах одновременно - юридическом и историко-филологическом, и упорно готовится в Академию художеств. Зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов и рисованием иллюстраций в журналы. И Грабарь поступает в Академию художеств, блестяще учится, занимается в мастерской самого Ильи Репина.

А летом 1895 года на каникулах совершает поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии он потрясен творениями великих мастеров Возрождения, а в Париже - работами импрессионистов и постимпрессионистов.

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается его самый "творческий период", как признавался сам художник. Он вновь влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы.

Безусловно, на него оказало искусство французских импрессионистов, но он не подражает им, пишет по-своему, по-русски. Вдохновенно бросает краски на холст, передает все переливы оттенков голубого, бирюзового, розового, не скупясь на яркие, звонкие краски в изображении русской природы.

В 1910 - 1923 годах художник отходит от живописи, он увлекается архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он издает шеститомное издание "Истории русского искусства", для которого пишет важнейшие разделы. 12 лет Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею. Активно занимается охраной памятников культуры от разрушения.

С 1924 года Грабарь вновь много занимается живописью, увлекается портретом. Изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Пишет и сюжетные картины: "В.И.Ленин у прямого провода"(1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина"(1938).

И снова пишет пейзажи, по-прежнему предпочитает снег, солнце и радость жизни. В основном Грабарь работал в традициях русской реалистической живописи.

"Лучший отдых есть перемена работы", - говорил сам художник. И до конца своих дней он активно работал во многих областях культуры. Смерть застала его за работой.

С.В.Герасимов говорил: "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал."


Подсолнухи (1937)
Подсолнухи (1937)

Летний день, скромная неяркая природа, небо затянуто белыми облаками, сквозь которые проглядывают голубые лоскутки. Слева жмутся друг к другу тоненькие березки, а в центре картины подсолнухи склонились под тяжестью созревших солнечных головок - лето идет к своему закату, пора убирать урожай.
В пейзаже нет ярких красок, эффектов освещения, но благодаря сочетанию золотистых подсолнухов, бело-голубого неба и темной, сине-зеленой листвы , картина привлекает своей декоративностью.

У кузницы
У кузницы

Сюжет из деревенской жизни: крестьянский дом, кузница, хлев или, возможно, конюшня. Деревянный дощатый забор отделяет от дороги сад с молодыми, тоненькими деревцами. У кузницы беседуют двое мужчин - заказчик и кузнец, рядом лошадь, запряженная в телегу, груженную досками. Мужчины, скорее всего, договариваются о выполнении кузнецом какой-то работы, возможно, надо подковать лошадь.
Это осень, зелень потеряла свежесть красок, небо серое, неяркие краски. Художник пишет картину не заостряя четкие контуры, накладывая краски небрежными размытыми мазками.

Розы на окне (1939)
Розы на окне (1939)

На подоконнике распахнутого окна в корзине большой букет роз - нежно-розовые, белые, кремовые, их так много, что почти не видно темно-зеленых листьев. А фоном розам служит расположенный за окном темно-зеленый лес, тоненькие белые свечки стволов молодых березок.
И снова Грабарь не акцентирует внимание на четких контурах, смелыми мазками передавая красоту роз, летнего пейзажа.

Весенний ветерок (1905)
Весенний ветерок (1905)
Осень. Рябина и березы (1906)
Осень. Рябина и березы (1906)

Картина написана в духе французских импрессионистов - сочетанием мелких пятен и небрежных, размытых мазков желтого, красного, коричневого, а кое-где еще зеленого художник передает свое восхищение золотой осенью. Здесь не столько конкретное изображение, сколько впечатление от увиденного, лишь слегка угадываются белые стволы деревьев, березы и рябины с яркими гроздьями ягод, а за ними поле и высокое бездонное небо!
Это восхищение художник сумел передать и зрителю - мимо этой картины невозможно равнодушно пройти, каждый обязательно остановится полюбоваться последними осенними красками, послушать тихий шелест листвы и ощутить мягкое тепло сентябрьского солнца.

Под березами (1904)
Под березами (1904)
Проходной двор в Замоскворечье (1941)
Проходной двор в Замоскворечье (1941)
Мартовский снег (1904
Мартовский снег (1904

Утро в подмосковном селе, молодая крестьянка с коромыслом на плече направляется за водой мимо притулившихся избенок. Какое живое и тонкое поэтическое содержание таится в этой простоте!

На первом плане картины - огромное снежное поле. Оно отражает синие тени деревьев и вызывает ощущение прохлады, того сладкого, томящего душу холодка, которым веет с русской равнины ранней весной. Горизонта почти не видно, он на уровне крыши, но отражения на снегу дают почувствовать чистоту и бездонность распростертого вверху небосвода.

Яблоки (1905)
Яблоки (1905)
Березовая аллея (1939)
Березовая аллея (1939)
За самоваром (1905)
За самоваром (1905)
Зимний пейзаж (1954)
Зимний пейзаж (1954)
Рябины (1924)
Рябины (1924)
Березовый пушок
Березовый пушок
Сказка инея и восхода солнца (1908)
Сказка инея и восхода солнца (1908)
Пруд в Абрамцеве (1946)
Пруд в Абрамцеве (1946)
В.И.Ленин у провода
В.И.Ленин у провода
Рябинка (1915)
Рябинка (1915)
Угасающий день (усадьба Алексеевых)
Угасающий день (усадьба Алексеевых)
Зимнее утро (1907)
Зимнее утро (1907)
Портрет дочери
Портрет дочери
Иней (1906)
Иней (1906)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
( Ф.Тютчев )

Сентябрьский снег (1903)
Сентябрьский снег (1903)
Утренний чай (в аллее) 1917
Утренний чай (в аллее) 1917
Светлана Грабарь (1933)
Светлана Грабарь (1933)
Хризантемы (1905)
Хризантемы (1905)
Новая дача (1903)
Новая дача (1903)
Иней. Палевое небо (1941)
Иней. Палевое небо (1941)
Февральская лазурь (1904)
Февральская лазурь (1904)

В картине поражают переливы и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба - зрелище фантастической красоты!

Чтобы передать ощущение всобъемлющей и всепроникающей светозарности, художник изображает пелену снега и ствол березы, накладывая на чистый белый цвет голубые тени, коричневые, зеленые вкрапления. Все это буквально купается в прозрачном, переливающемся сверкании света. Стволы берез, их грациозные ветви стремительно вздымаются кверху, и опускаются вниз, отблескивают у вершины теплыми коричневыми бликами прошлогодней листвы и погружается в грустную, звонкую лазурь небес.

Художник писал картину, сидя в снежной яме, вырытой заранее у ствола березы, чтобы заставить зрителя смотреть как бы снизу вверх, в глубокую синеву неба.

Няня с ребенком (1892)
Няня с ребенком (1892)
По Северной Двине (1904)
По Северной Двине (1904)