Хохлома - народный промысел

Хохлома - народный промысел

Декоративный поднос. Хохлома.

Хохлома, Хохлома, волжская сторона... В ожерелье народных ремесел Хохлома - наш драгоценный бриллиант. Вы приходите на выставку, и первое, что бросается в глаза - бочонок, чашка и поставец, ярко украшенные золотом и киноварью. Вы берете бочонок, такой массивный и тяжелый с виду, и рука вдруг чувствует, что он совсем легок. Ну, конечно, не как пух, - ведь бочонок сделан из дерева, но тяжести ожидаешь потому, что он выглядит как металлический. Украшен он незатейливым, вроде бы, узором - "травкой", "ягодкой", "листочками" (элементы хохломской росписи). Свое название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы, что в Нижегородской области, в "Заволжье". Ныне росписью занимаются в окрестностях города Семенова в той же, Нижегородской, области. Есть в Семенове музей хохломских изделий, есть и школа о обучению мастерству.

Как зародилось такое искусство? В старину все население страны пользовались исключительно деревянными ложками. Поэтому их изготовляли и в Москве, в Троице-Сергиевой лавре, и в калужских, и тверских местах. Точно неизвестно, когда деревянную посуду начали изготовлять в Заволжье. Скорее всего, когда в 17-м - начале 18-го века в заволжские непроходимые леса потянулись раскольники и основали там укромные скиты. Вероятно, были там люди и с прекрасным художественным вкусом - керженская деревянная посуда славилась уже тогда. Но почему же так влекло их украшать посуду золотом? Разве мало других ярких красок, которые могли бы использовать художники?

Золото всегда было олицетворением счастливой, богатой жизни, довольства, красоты и чистоты. В народе говорили : "Золото не горит, а чудеса творит"; "Золото веско, а кверху тянет"... Крестьянин собирал свадебный пир. Бедна была домашняя деревенская обстановка! И как приятно было в семье хлебопашца поставить на стол отливающую золотом посуду, богато украшенную гроздьями рябины, травным орнаментом.

На реке Унже в Макарьеве устраивалась всероссийская ярмарка. На нее везли деревянные изделия из волжских лесов: лопаты, лотки, совки, ложки, чашки. корыта, ведра, блюда, миски, дуги. коромысла. Отсюда пошла слава местных изделий. Отсюда они их отправляли по всей Руси, а также в Среднюю Азию, и даже в далекую Персию. В пушкинскую пору журнал "Северный архив" поместил очерк лейб-медика Г. Ремана о поездке на одну из макарьевских ярмарок. Почтенный лейб-медик с удивлением и восхищением описывая виденное, заметил, что некоторые экземпляры могут считаться в своем роде редкостями. Ремана поразило то, что некоторые чаши были огромных размеров - около полутора метров в диаметре!

Знаток народного быта писатель С.Максимов также отмечал широкую популярность изделий волжских умельцев. По его словам, вся православная Русь ест этими ложками крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губы. Здесь же и точат чаши, в которых бухарский эмир и хивинский хан подают почетным гостям лакомый плов, облитый бараньим салом или свежим гранатовым соком, и в которые бывшая французская императрица Евгения бросала визитные карточки знаменитых посетителей ее роскошных салонов.

Расширению промысла способствовало и то, что основное сырье - береза, липа, осина - было в изобилии под рукой. Посуда вытачивалась, просушивалась, шлифовалась, а затем расписывалась. Художники украшали посуду диковинными узорами и растениями. В конце посуду покрывали олифой и закаляли в печах, отчего она приобретала золотистый цвет. Мастеру было важно найти красивое соотношение орнамента и фона. По золотистому фону круто завивались растительные побеги, черное чередовалось с красным. Иногда на посуде делались надписи. На огромной, чуть не метр в диаметре бурлацкой чаше по борту было выведено: "Сия чаша для бурлаков, приятно кушать им на здоровье"

К сожалению, с вытеснением из обихода дерева стеклом и металлом, промысел "Хохломская роспись" стал терять свою популярность. Стали иссякать запасы сырья. Мастера все больше испытывали нужду. Какое-то время интерес к Хохломе пытались возродить с помощью изделий, слишком вычурных и не похожих на старинную русскую посуду. Поэтому промысел стал стремительно затухать. Возрождение Хохломы началось уже в советское время, в тридцатые годы. В печати стали публиковать статьи об угасшем промысле. Старые, еще живые мастера, стали обучать искусству молодежь. Юношество полюбило горячую цветовую гамму Хохломы. Богаче, разнообразнее стал орнамент, освеженный декоративно-сказочным изображением ягод и цветов заволжских лесов, фруктов, птиц, животных.