Хусепе Рибера (1591 - 1652)

Рибера Хусепе (барокко)
Рибера Хусепе (барокко)

Известный испанский художник. В своих картинах он во многом подражал Караваджо: он предпочитает темный фон, насыщенные густые тона, красноватые в тенях. контрасты света и тени, подчеркнуто земные, реальные образы. Его библейские и евангельские персонажи - простолюдины, но всегда полные достоинства,мужественные и гордые.

В то время много таких бедняков бродило по дорогам Италии и Испании. Рибера сам в молодости вкл скитальческую жизнь, пока не обосновался в Неаполе при дворе наместника Испании, но никаких признаков придворного лоска и угодничества в его живописи не появилось: он с упорным постоянством писал бедных людей и нарекал их именами евангельских апостолов, святых или древних мудрецов.

Как истинный сын эпохи барокко, да еще испанец, Рибера предпочитает изображать сцены мученичеств: в них ярче предстает нравственная сила героев. Драматические сюжеты Рибера изображает без внешних эффектов, и образы обретают истинную значимость благодаря их глубокому внутреннему содержанию.

Расцвет творчества Риберы относится к 30 - 40 годам. К этому времени несколько меняется его манера. Живопись становится светлее, колорит - тоньше, тени - прозрачнее, исчезают резкие светотеневые контрасты, все как бы наполняется воздухом. Образы становятся особенно глубокими, выразительными, в них появляется стремление к победе идеального начала.


Святая Инесса (1648)
Святая Инесса (1648)

Картина написана на сюжет из Библии. Юную христианку, мученицу Инессу, обнаженной выставили на позор, отдали на поругание толпы за ее преданность христианской вере. Но бог спас ее: чудесным образом мгновенно выросли длинные волосы и спрятали ее тело от позора, а появившийся затем ангел укутал ее белым покрывалом.

Трогательный образ прекрасной мученицы совершенно не замутнен насилием и издевательством, которым она подверглась. Инесса стоит на каменных плитах на коленях. Вверху видна лишь рука и лицо ангела, а внизу - темное подземелье, откуда вывели Инессу. Ее лицо озарено сиянием огромных глаз. Вся фигура залита светом, фон неяркий, размытый, краски золотисто-коричневые.

Святая Инесса олицетворяет стойкость и мужество, чистоту и красоту, которые не могут запятнать жестокость, грубость и зло окружающих.

Рибера писал Инессу со своей дочери. Это воплощенная красота невинности, отроческого целомудрия. Ни тени эротической соблазнительности не проскальзывает в изображении сюжета. Инесса, стоящая на коленях в несколько по-детски неловкой позе, в каскаде распущенных, падающих до пола пушистых каштановых волос, напоминает какого-то мохнатого зверька с милым лицом девушки.

Слепой Исаак благлсловляет Иакова (1637)
Слепой Исаак благлсловляет Иакова (1637)

В основе картины лежит библейский сюжет. У прародителя еврейского народа Исаака и его жены Ревекки было двое сыновей-близнецов. Любимцем матери был Иаков, который появился на свет вторым. По совету Ревекки Иаков, воспользовавшийся слепотой отца, получил его благословение ( и тем самым право наследника) как старший сын.
На большом холсте горизонтального формата события показаны подробно и обстоятельно: основную его часть занимают фигуры Исаака, Иакова и Ревекки. Вдали виден старший брат Исав, возвратившийся с охоты. Исаак и Иаков выглядят спокойными, драматизм ситуации передается через выражение лица Ревекки: на нем видны и любовь к сыну, и страх перед разоблачением. Ощущение конфликта усилено выразительным колоритом, построенным на оттенках красного цвета. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины.

Кающаяся Мария Магдалина (1641)
Кающаяся Мария Магдалина (1641)

Мария Магдалина - в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа; одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, Мария была исцелена Иисусом Христом от одержимостью семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения. До встречи с Иисусом Христом Мария была блудницей, совершила много грехов, но Христос отнесся к ней как к равной, и она поверила ему.
И тем не менее, после многих перипетий в ее жизни, она удалилась в пустыню, где предавалась молитвам и жесткой аскетической жизни, оплакивая свои грехи. Ее распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими все ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили ее в небесные высоты. Перед смертью ее по воле провидения находит священник, которому она рассказывает свою жизнь и от которого принимает последнее причастие.

Святой Иероним (1651)
Святой Иероним (1651)

Иероним - христианский святой, главная заслуга которого - перевод Ветхого Завета на латинский язык. Латинская Библия, созданная Иеронимом, является каноническим латинским текстом Библии по сей день.Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков.
Иероним учился в Риме, где был крещен. Много путешествовал, изучал античную и христианскую литературу. В Сирии Иероним тяжело заболел и у него было видение, что он должен был посвятить себя Богу. Иероним удалился в Халкидскую пустыню в Сирии, где изучал язык иудеев с целью изучать Библию в оригинале
Когда Иероним в сане епископа вернулся в Рим, он завоевал большое доверие у известных знатных женщин Рима: под влиянием Иеронима его ровесница аристократка Паула и ее две дочери решили стать аскетками.
Однако одна дочь Паула не выдержала такой трудной для нее жизни и умерла. Весь Рим осудил Иеронима за смерть девочки. Также Иеронима обвинили в плотской связи с Паулой. После чего Иероним был вынужден покинуть Рим и вернуться в Сирию.
Вслед за Иеронимом последовали Паула с другой дочерью. Там они активно помогали Иерониму в переводе и копировании текста Библии. Паула на свои деньги построила четыре монастыря в Вифлееме. В одном из них поселился Иероним.

Святой Бруно (1643)
Святой Бруно (1643)
Плач по мертвому Христу
Плач по мертвому Христу
Портрет Дона Хуана Австрийского (1647)
Портрет Дона Хуана Австрийского (1647)

Испанский полководец, незаконнорожденный, сводный брат короля Филиппа II. Дон Хуан жил при дворе короля, в отдельном дворце. Сначала Филипп относился к брату весьма благосклонно, дал ему привилегии, достойные инфанта.
В 1568 году дон Хуан был назначен королем начальником эскадры, которая была снаряжена для наказания морских разбойников на берегах Средиземного моря. Свою задачу он выполнил блестяще.
Затем Филипп назначил брата командующим войсками для подавления повстанцев в Гранаде, и эту задачу он выполнил великолепно.
Быстрые успехи вскружили молодому полководцу голову, он стал надменным, безмерно честолюбивым, хотел быть победителем везде и всегда. Были у Хуана и другие победы, например, после ожесточенного и упорного боя наголову разбил турецкую флотилию в гавани Лепанто в 1571 году.
После этого дон Хуан задумал основать в Тунисе свое королевство и просил Филиппа назначить его королем. Однако брат отказал, он уже стал подозрительно смотреть на своего сводного брата.
Прежняя сердечность между братьями исчезла. Дон Хуан стал стыдиться своей матери, которая родила его от короля Карла. Он хотел быть только сыном короля.
Бессердечно дон Хуан относился и к своим многочисленным возлюбленным, и к своему незаконному потомству.
Дон Хуан задумал план освободить из заточения в Англии Марию Стюарт и жениться на ней. Однако этим планам не суждено было сбыться, как и другим амбициозным его замыслам.
В последние месяцы жизни дон Хуана положение его стало чрезвычайно сложным. Выходом из созданных им самим проблем стала внезапная смерть от неизвестной заразной болезни всего лишь на 32 году жизни.

Косолапый мальчик (1642)
Косолапый мальчик (1642)

На этом портрете нищий мальчик-калека с изуродованными, вывернутыми ногами и руками. Но художник изобразил мальчика с большой теплотой, в нем подчеркивается его веселость, лукавство, озорство, он не жалеет ребенка, а восхищается им. И мальчик не вызывает жалости, хотя и просит подаяния: он смотрит с вызовом, стоит выпрямившись и смеется.

Вот истинная испанская гордость, веселая гордость человека в лохмотьях, так непохожая на надутую спесь аристократов.

Причащение апостолов (1651)
Причащение апостолов (1651)
Непорочное зачатие (1635)
Непорочное зачатие (1635)
Мистическое обручение св.Екатерины Александрийской (1648)
Мистическое обручение св.Екатерины Александрийской (1648)

Святая Екатерина Александрийская - великомученица III в.н.э. из Египта. Один из эпизодов ее жития гласит, что она, по преданию, обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером. Екатерина объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела ее к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше.
"Знаю я одного чудного Юношу, который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света, премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями, богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, а высота Его рода неизреченна и непостижима. По всему миру нет подобного Ему."
Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла Крещение. После Крещения у нее случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила ее руку своему сыну. Иисус вручил Екатерине свое кольцо и назвал своей невестой.
Позже Екатерина приняла мученическую смерть и вознеслась на небеса.
Художник изобразил легенду в несколько измененном виде. Иисус Христос изображен здесь ребенком, вероятно, чтобы подчеркнуть полное отсутствие плотского вопроса во взаимоотношениях великомученицы и Христа.

Мученичество апостола Андрея (1628)
Мученичество апостола Андрея (1628)

Апостол Андрей - один из 12 апостолов в библейской мифологии. Брат Петра, входил в общину учеников Иоанна Крестителя, пока Иисус Христос не призвал его быть одним из первых в число апостолов. Проповедовал христианство балканским и причерноморским народам, в частности, скифам, за что и был распят по приказанию римского магистрата в греческом городе Патры на кресте, имевшем форму буквы Х (т.н.Андреевский крест).