Импрессионизм

В 70-х годах 19-го века во Франции появилось направление в живописи, которое получило название "импрессионизм" (французское слово "импрессион" означает "впечатление").

Действительно, импрессионисты стремились отобразить на холсте мгновенные впечатления, полученные от природы, от окружающей жизни. Они утверждали,что прежде никто из художников не писал природу так, как человек ее видит на самом деле: все предметы на картине обычно изображали с одинаковой точностью. В действительности же, глаз человека может ясно увидеть лишь малую часть предметов, попавших в поле зрения, - все остальное растворяется в неопределенной игре света и цвета.

К.Моне "Бульвар Капуцинок" 1873 г.

Поэтому импрессионисты отказались от четких контуров и черных теней. Они запечатлевали не столько сами предметы, сколько окутывающие их свет и атмосферу. Для этого художники стремились работать непосредственно на природе, под открытым небом.Они использовали светлые и чистые цвета и наносили краску на холст маленькими мазками наподобие запятых. Такие пятнышки краски сливались в нужный тон, если смотреть на картину с некоторого расстояния, и тогда они создавали впечатление дрожащего в жаркий летний день воздуха. 

Э.Дега "Звезда балета" 1878г.

Импрессионисты внесли много нового и в построение картины. Они строили ее так, словно это был случайно схваченный кусок действительности, нередко край картины как бы обрезал человеческую фигуру или какой-нибудь предмет. 

О.Ренуар. "Площадь Сен-Жорж" 1875г.

Импрессионисты не искали для своих картин каких-либо занимательных сюжетов, значительного содержания - они писали обычные предметы, пейзажи, городские виды, своих современников. Конечно, после того, как многие художники 19-го века изображали лишь давно прошедшие времена и дальние страны, картины современной реальности выглядели очень освежающе.

О.Ренуар "Пруд с утками" 1873 г.

С другой стороны, импрессионисты относились к действительности скорее бесстрастно, стремясь схватить с максимальной точностью лишь ее внешнюю, видимую сторону. Желая показать, какое значение имеют мгновенные, изменяющиеся состояния воздуха и света, они стали писать одни и те же мотивы в различное время года и дня, получая совсем разные по колориту и настроению картины. 

Э.Дега "Мытьё" 1886 г.

Импрессионистам пришлось упорно отстаивать принципы своего искусства. Их работы не принимали на официальные выставки, и они устроили сами несколько выставок, которые были встречены крайне враждебно со стороны критики и публики, не скупившихся на оскорбления и насмешки.

К.Моне "Руанский собор вечером" 1894 г.

Новаторство импрессионистов было оценено лишь лет двадцать спустя, когда сами художники были уже старыми людьми. Теперь их произведения ценятся очень высоко, и они принадлежат к наиболее известным полотнам лучших музеев мира.

О.Ренуар "Портрет Жанны Самари" 1877 г.

Самыми известными художниками - импрессионистами стали французские художники: Клод Моне, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Эдгар Дега.