-
Главная
Россия 18 - 20 века
- Художники
- Картины
- Истории, легенды
- Приложения
Индийское средневековое искусство

Древний храм в Дели
Индийское средневековье — это пора большого созидательного подъема. В это время выросли новые города и селения, возникли замечательные храмовые ансамбли, в украшении которых раскрылись яркие грани народной фантазии. На протяжении веков в Индии сложились те художественные традиции, которые оказали огромное влияние на искусство последующих поколений Индии. Для истории Индии характерна смена нескольких религий. Существовавший буддизм вытесняли брахманские верования во главе с Брахмой. Эта религия, укреплявшая власть феодалов, разделила жителей Индии на касты. В VII веке в Индии распространяется религия индуизм, основными божествами которого стали Вишну и Шива. Вишну - хранитель мира и Шива - олицетворяющий движение в природе, ее созидательные и разрушительные начала. Им посвящались основные храмы и приносились жертвы. И хотя еще продолжалось строительство буддийских храмов, основное внимание уделялось прославлению богов индуизма.
В VII — VIII веках грандиозных размеров достигло индийское пещерное строительство. Это были огромные храмы, высеченные в толще скалы. Двух-трехэтажные залы сложной формы углублялись в скалу до 40 метров. Длинные галереи, многоколонные террасы так же, как и стены сумрачных храмовых помещений, были покрыты рельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса, показанных в непрерывном движении, полных напряжения и энергии. Техника и мастерство обработки камня достигли в Индии небывалого совершенства. Храмы украшались колоннами, покрытыми сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов, составляя неразрывное целое с их стенами. Суровые и гневные каменные божества, взирающие из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу.
Классический памятник раннего индийского средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре - вершины мира, места легендарного обитания бога Шивы). Неповторимы величие его размеров и пространственного замысла. Архитекторы создали в содружестве с ваятелями невероятный по трудоемкости, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором монумент, включающий галереи, портики, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи.
В каменных тайниках обнаружена медная пластина, на которой были выгравированы слова: " О, как я мог сделать подобное без волшебства?!"
В X — XI веках Индия вступила в период развитого феодализма. В Это время в крупных городах возникли большие комплексы наземных храмов.
В храмах того времени собиралось огромное количество сокровищ: ювелирные украшения, бронзовые статуи, редкие камни — все это храмы получали в дар.
К IX веку изжила себя трудоемкая техника вырубания храма из цельной скалы. Бурно развивается техника кладки стен из тесаного камня. Строительный камень известняк, песчаник, мрамор, гранит — все это добывали в скалах, резали каменные блоки и доставляли их к храму.
Храмы X — XI веков отличались сложностью архитектурных форм. Они представляют собой многоступенчатый комплекс, восходящий кверху в виде горных вершин. Храмы богато украшены скульптурой, которая издали воспринимается как сложный кружевной узор.
Стремясь передать щедрость и изменчивость природы, которую олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера изображали их фантастическими многоголовыми и многорукими существами. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев. Поражает воображение величественная шестиметровая статуя трехликого Шивы, высеченная из каменной глыбы.
В XIII веке Индию завоевали мусульманские феодалы из Средней Азии. В большей части страны индуизм был вытеснен новой религией — и с л а м о м. В связи с этим в Индию проникли и другие культурные традиции. С XIII века на севере Индии началось широкое строительство м е ч е т е й и м и н а р е т о в, м а в з о л е е в и м е д р е с е (мусульманские школы ). Возникли и новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, базарами и рядами улиц. Однако, мусульманское искусство в Индии приняло свой, неповторимый облик, т. к. оно органично переплелось с индийскими традициями. При постройке мусульманских зданий индийские мастера широко употребляли элементы индийской архитектуры, искусно использовали свой традиционный материал.
В период правления Акбара в Индии был построен мавзолей отца Акбара Хамаюна. Это мощное купольное здание, имевшее внушительный облик, было выстроено из белого мрамора и красного песчаника. Оно соединяет в себе черты нарядности и монументальности. Является не только архитектурным памятником, но и частью великолепного садово-паркового ансамбля вДели.
В 1230 году в Дели был построен огромный минарет Кутб-Минар. Его стройный и одновременно мощный ствол достигал в высоту 73метров, а диаметр основания имел 16 метров. Массивные, словно ребристые грани, перехваченные в ряде мест узорными поясами, узорные балконы, как бы сдерживающие неудержимый рост минарета кверху, сочетание золотистого и красного песчаника придают ему ощущение монументального величия.
Гениальным памятником индийской мусульманской культуры является мавзолей Тадж - Махал, построенный в XVII веке в Агре повелителем Шах Джаханом для его любимой умершей жены. Мавзолей построен из мрамора на высоком берегу реки Джамны. К нему ведут строгие аллеи. Словно стрелы, прорезают они великолепный, четко распланированный сад, украшенный каналами и водоемами, аккуратно подстриженными деревьями и кустарниками. Их густая зелень оттеняет белизну беломраморного здания. Оно будто парит в небе, кажется легким благодаря глубоким нишам на его наружных стенах и сплошной инкрустации стен, которая издали воспринимается как сквозная резьба. Округлый гладкий купол здания восхищает легкостью и грацией. Высота самого здания 75 метров, а по его углам стоят 4 стройные минарета (41 метр), которые кажутся огромными свечами. Изумляет взор великолепная отделка Тадж Махала: изящный, утонченный орнамент, вырезанный из мрамора разных оттенков, затейливая арабская вязь.