Русское искусство 18 - 20 века.

Русская живопись 18-го века. Портретная живопись.

Г. Островский. Портрет неизвестной.
Г. Островский. Портрет неизвестной.

Восемнадцатый век в искусстве также часто называют веком портрета. Парсуны появились впервые на Руси уже в начале 17-го века. Они запечатлевали русских царей и цариц, их приближенных. В парсуне сочетаются иконописные приемы с попыткой передать точное сходство с моделью. Парсунные портреты в провинциях были популярны вплоть до 18-го века.

Одним из известных мастеров парсуны является Григорий Островский.


Никитин Иван Максимович (ок.1690-1741)

Портрет Петра I. И.Никитин.
Портрет Петра I. И.Никитин.

Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Необычна его биография. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» ( будущей Артиллерийской академии ). Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.


Матвеев Андрей Матвеевич (1702-1739)

Матвеев Андрей Матвеевич
Матвеев Андрей Матвеевич

Второй крупный мастер портретной живописи 18-го века Матвеев А.М. Учился в Голландии и Фландрии, занимал видное место в искусстве 30-х годов. Он не только пишет портреты, но и пытается осваивать непопулярное тогда в русской живописи изображение сюжетов в картине, навыки в изображении обнаженного тела.


Вишняков И.Я. (1699-1761)

И.Вишняков. Портрет Елизаветы Петровны.
И.Вишняков. Портрет Елизаветы Петровны.И.Вишняков

Художника также называют мастером традиционной парсуны, однако, он уже пытается отойти от этих традиций и внести в портрет характер модели, ее настроение.


Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

Антропов Алексей Петрович
Антропов Алексей Петрович

Художник середины 18-го века, главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии художеств. Вошел в историю искусства как портретист оригинального склада. Среди его работ — живой портрет императрицы Елизаветы Петровны (1755г.), парадный портрет Петра III (1762г.). Его полотна отличаются ярким локальным (чистым) цветом. Часто его портреты сочетают серьезность, порой, грубоватую, с едва заметной галантностью или приятной задумчивостью.


Аргунов Иван Петрович (1729-1802)

Аргунов Иван Петрович. Автопортрет
Аргунов Иван Петрович. Автопортрет

Крепостной графов Шереметевых. Для его живописи характерен «полупарадный» портрет. Вся его жизнь была связана с Шереметевыми, поэтому значительная часть его портретов — члены семейства его хозяев и их предки. Очень много у него портретов крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, в последствии графини Шереметевой.


Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)

 Рокотов Федор Степанович. Автопортрет
Рокотов Федор Степанович. Автопортрет

Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде. Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.


Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)

Г. Левицкий. Автопортрет
Г. Левицкий. Автопортрет

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Д.Г. Левицкого. Первоначальное образование он получил у отца, гравера Киево-Печорской лавры. Учился портретной живописи у художника Антропова.


Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

Боровиковский В.Л.
Боровиковский В.Л.

Владимир Лукич Боровиковский завершает плеяду крупнейших художников — портретистов 18-го века. Старший сын украинского мелкопоместного дворянина, добывал средства на существование вместе с отцом — иконописью и первые уроки получил у него. Впервые он обратил на себя внимание в Кременчуге, где выполнял в соборе росписи к приезду царицы ЕкатериныII. Это дало ему возможность отправиться учиться в Петербург, где он брал уроки у Левицкого.


Живопись 18-го века (историческая, бытовая, пейзажная).

Чудесный улов рыбы. А.П. Лосенко
Чудесный улов рыбы. А.П. Лосенко

(«Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. Художник А.П. Лосенко). Исторический жанр главенствовал в Петербургской Академии художеств, однако, он не получил такого развития, как портрет. Как правило, выпускникам Академии давали задание написать картину при выпуске в историческом жанре. Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. Писать картины требовалось в стиле классицизма. Художники в стиле классицизма подражали античным скульпторам, поэтому на картинах фигуры часто похожи на греческие и римские статуи, персонажи совершают героические поступки.


Страницы