Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858)

Иванов Александр. Автопортрет
Иванов Александр. Автопортрет

Иванов Александр Андреевич - сын профессора Академии художеств, отмеченный Большой золотой медалью, как и многие другие совершенствовал свое мастерство в Италии. Иванов написал всего несколько картин, все на библейский сюжет и то в начале своей творческой деятельности. В то время художник писал в стиле классицизм. Всю же оставшуюся жизнь он посвятил одной картине без малого 25 лет. Сначала искал сюжет, а затем осуществлял замысел. В этой исторической картине Иванов предпринимает решительный шаг к реализму.


Явление Христа народу (1837 - 1857)
Явление Христа народу (1837 - 1857)

Мастер выбрал для своего произведения гигантские размеры: более пяти с половиной в высоту и семь с лишних метров в длину. В этом многоплановом творении живописец хотел показать народ, жаждущий услышать слово свободы.

Образ Христа. Фрагмент картины.
Образ Христа. Фрагмент картины.

Картина написана на библейский сюжет о иудеях, принимающих крещение на реке Иордан. В этот момент происходит чудо - к народу является Христос, чей приход. как возвещал праведный проповедник Иоанн Креститель, должен будет произвести коренной поворот в жизни человека.

Образ Иоанна Крестителя. Фрагмент картины.
Образ Иоанна Крестителя. Фрагмент картины.

В центре какртины - крупно выделенная фигура Иоанна Крестителя, страстного проповедника, аскета, призывавшего народ покаяться, избавиться от грехов, чтобы приблизить Царствие Небесное. Второй центр картины - Христос. На него указывает Иоанн, к нему обращены взоры людей. Христос - это символ добра, душевной чистоты, высшей справедливости.

Рабы. Фрагмент.
Рабы. Фрагмент.

На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя - группа будущих учеников Христа, апостолов. Справа - одна из важнейших для философского понимания картины группа - раб и хозяин. Господин сидит спиной к зрителям и одевается после Крещения. Приняв новую веру, хозяин, однако, не считает нужным обратить в нее раба, поскольку думает, что это необходимо только свободнорожденным людям, а рабу вера, провозгласившая. что все люди братья - ни к чему. Однако, раб с веревкой на шее, подавая хозяину одежду, прислушивается к словам проповеди, и они проникают в его сердце, и улыбка надежды освещает его болезненное, изборожденное морщинами лицо. Фигура раба в картине - это символ освобождения через духовное озарение.

Старик и юноша, выходящие из воды. Фрагмент
Старик и юноша, выходящие из воды. Фрагмент

Картина необычайно продумана. Каждый персонаж, каждый предмет несет свой философский смысл. Вот старик и юноша, выходящие из воды - это символ юности и старости. Фигуры "дрожащих" справа - символ душевного трепета, стесненности, Божьего страха. Художник пытается передать религиозный сюжет как реальное событие. Для этого им было создано к картине более щестисот этюдов с натуры. Всех персонажей он писал также с натуры. Именно поэтому фигуру, замыкающую толпу, он написал, например, со своего друга, Н.В.Гоголя. Этот образ Иванов назвал "кающимся грешником", в нем он отразил сложные переживания писателя,связанные с религией.

Образ кающегося грешника (Н.В.Гоголь). Фрагмент картины.
Образ кающегося грешника (Н.В.Гоголь). Фрагмент картины.

Художник всю жизнь работал над картиной и все-таки остался ею недоволен. В 1858 году Иванов выставил картину в Академии художеств, однако успеха у публики она не имела. И лишь по прошествии много лет картина, наконец, оценена по достоинству.

Явление христа Марии Магдалине.
Явление христа Марии Магдалине.

Художник описал библейский сюжет о Марии Магдалине, в христианском предании женщине из Галилеи, последовательнице Иисуса Христа. Согласно библейскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь всем, что имела, присутствовала на Голгофе при его кончине, была свидетельницей его погребения.
После того, как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами подошла к могиле Христа и увидела, что она пуста. Ангел возвестил о воскресении Иисуса Христа.
Когда через некоторое время Мария Магдалина вновь увидела своего воскресшего Учителя, она не узнала его, приняв за садовника. А после мгновенного узнавания бросилась к нему, но ее остановили слова его:" Не прикасайся ко мне".
После этого на Марию Магдалину была возложена миссия - возвестить о воскресении Христа апостолам.

Аполлон, Кипарис и Гиацинт, музицирующие
Аполлон, Кипарис и Гиацинт, музицирующие
Мальчики на берегу Неаполитанского залива.
Мальчики на берегу Неаполитанского залива.