Караваджо Микеланджело (1571- 1610)

Микеланджело  Меризи да Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо

Этот известный итальянский художник следовал принципам более реалистической живописи. Темы для своих картин он брал из окружающей жизни. Караваджо был против идеализированного, выдуманного искусства. Он любил изображать необычные персонажи - картежников, гадалок, музыкантов. Караваджо любил писать бытовые сцены, и даже религиозные сюжеты у него выглядели достоверными.


Девушка с лютней (Лютнист?) 1595
Девушка с лютней (Лютнист?) 1595

Моделью художнику служила молодая римлянка, случайная подруга Караваджо, его ангел-хранитель на неделю или месяц. Курчавые, черные волосы, милое полумальчишеское лицо, тонкие пальцы перебирают струны лютни. Вся комната погружена во мрак, ярко освещена лишь фигура девушки - это излюбленный прием Караваджо. Кстати, некоторые искусствоведы считают, что это был все-таки юноша. Тем не менее, образ полон поэзии, музыки, любви.

Вакх (1596)
Вакх (1596)

Все тот же образ Караваджо - милое круглое лицо юноши в обрамлении курчавых волос. Юноша изображен в образе Вакха (бог виноделия). На голове венок из гроздьев винограда и виноградных листьев. Перед Вакхом ваза с краснобокими яблоками, спелыми гроздьями винограда, сливово-синими, прозрачно-желтыми. Листья винограда уже покрылись ржавчиной увядания, на них видны все тоненькие прожилки. В руке юноши бокал с янтарным виноградным вином.

Вся картина переливается яркими, праздничными красками жизни.

Марта и Мария Магдалина (1599)
Марта и Мария Магдалина (1599)
Музыканты (1595)
Музыканты (1595)
Ужин в Эммаусе. (1602)
Ужин в Эммаусе. (1602)

Эта картина была написана на сюжет из Евангелия от Луки. Это, несомненно, один из шедевров Караваджо римского периода. На холсте изображена нехитрая трапеза четырех собравшихся вместе людей. Контрастная светотень вырывает из полутьмы фона их лица, одежду и белую скатерть с изумительно написанным натюрмортом из лежащего здесь винограда, фруктов и жареного цыпленка. Предметы на столе кажутся столь осязаемыми, что их хочется взять в руки.

Спокоен вид сидящего за столом и еще никем не узнанного Иисуса. В красноречивом жесте он протягивает вперед руку, сотрапезники внимательно слушают Христа. Черех мгновенье они узнают Его.

Гадание на судьбу (1594)
Гадание на судьбу (1594)
Шулеры (1594)
Шулеры (1594)
Мальчик, укушенный ящерицей
Мальчик, укушенный ящерицей

Картина написана в конце 16-го века. На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица. Сама ящерица остается в тени, и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод. Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны. Достоверность изображения поражает и лицо мальчика: глаза, пухлый, открытый в испуге рот - все это дает почувствовать удивительную правдивость происходящего и свидетельствует о возрозшей реалистичности работ Караваджо.

Саломея с головой Иоанна Крестителя
Саломея с головой Иоанна Крестителя

Эта работа относится к последним годам жизни художника. На темном фоне небольшого полотна наше внимание притягивают три фигуры. Это Саломея, получившая за свой волшебный танец страшную награду - голову Иоанна Крестителя. Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Прекрасное лицо Саломеи повернуто в сторону, ее глаза полны страдания: совет матери Иродиады выбрать именно такую награду вылился в слишком страшное действо. Голова Иоанна Крестителя кажется совсем живой и словно желающей еще что-то сказать всем присутствующим.

Вся картина полна скрытого напряжения и драматизма. Можно утверждать, что это лучшее полотно, из тех, что художник написал в последние годы своей жизни.

Юдифь и Олоферн
Юдифь и Олоферн
Натюрморт (1603)
Натюрморт (1603)