Констебл Джон (1776 - 1837)

Констебл Джон  (реализм)
Констебл Джон (реализм)

Джон Констебл принадлежит к числу величайших представителей 18-19-го века. Все его творчество, целиком посвященное запечатлению пейзажей его родной Англии, может рассматриваться и как высокое достижение реалистического художественного видения, и как новый этап в осмыслении национального ландшафта.

Английская живопись, в отличии, например, от французской или голландской, не знала такого развития пейзажного жанра. Зато в Англии, как ни в какой другой стране, существовал особый культ природы.

В культуре каждого народа художественное познание природы раскрывается не только в живописи, но и в садово-парковом искусстве. И вот если Франция дала истории строгий, точно расчерченный, регулярный парк, являющийся продолжением и дополнением дворцовой архитектуры, если в Голландии сложился тип уютного, засаженного цветами камерного сада, то для Англии было характерно развитие свободных, как можно более естественных парков, которые называют "пейзажными". Понятие "английский парк" стало равнозначно слову "пейзажный", и по образцу Туманного Альбиона английские парки разбивались и в России.

Своеобразной чертой английского парка было то, что организованная садовниками часть парка естественно сливалась с окружающей природой, которой любовались и которой подражали в искусственных насаждениях.

Благоговейная любовь к природе, стремление служить ей своим искусством стали основой творчества Констебла. Он родился в Дедхемсоой долине, одном из красивейших мест юго-востока Англии. Отец его был мельником. Приобщил к искусству, заинтересовал им юного Джона местный художник-любитель, богатый землевладелец сэр Джордж Бомонт.

Хотя Констебл учился в Лондонской Академии художеств, основную школу он прошел, самостоятельно работая на натуре, делая наброски в альбоме и великолепные этюды. На многих этюдах Констебл проставлял год, месяц, число, время дня, направление ветра в тот момент, когда он изображал данное явление природы.

С самого начала Констебла не интересовало все занимательное в природе, нарочито привлекательное, декоративное, что любили изображать художники 18-го века. Он не выбирал в природе мотивов, которые соответствовали бы каким-то канонам красоты, а любил ее в целом. Часто в пейзажах Констебла можно было увидеть виды парков, любил он писать и сельские угодья с запрудами, мельницами, деревенскими домами. Констебл мыслил жизнь природы неотрывно от жизни человека. Люди в его картинах - сельские труженики, спокойные, неторопливые, они относятся к своему труду с той же моральной ответственностью, с какой сам художник подходил к своему творчеству.

Природу художник видел динамичной, живущей своей жизнью, к которой приспосабливается человек. Так, в картине "Мельничный поток", быстрое движение воды он изображал широкими мазками, клал их ритмично, крупными красочными пятнами. Для Констебла "Поток" был всего лишь этюдом, однако сейчас он воспринимается современниками как законченная картина.

В дальнейшем многие свои картины Констебл писал в двух вариантах: первый - эскиз, а второй- законченное произведение. Во втором варианте художник не изменял основному мотиву, но давал более точное изображение предметов и фигур.

Произведения Констебла с их новаторским реализмом и свободной живописью были не очень понятны его соотечественникам. Английские любители искусства были воспитаны на музейных коллекциях, поэтому им недоступен был сложный мир констебловских пейзажей.

Зато его высоко ценили жадные до всего нового французы. Во Франции того времени не было пейзажиста такого масштаба, как Констебл. Восхищение его работами выразил писатель Стендаль:"...Англия прислала нам в этом году великолепные пейзажи, принадлежащие Констеблу. Не знаю, можем ли мы им что-нибудь противопоставить. Правдивость сразу же поражает и увлекает в прелестных этих произведениях...в них нет ничего идеального, но прелестный его пейзаж с собакой слева передает природу как зеркало..."

Пейзажи Констебла стали поворотным пунктом в развитии всего этого жанра европейской живописи.


Собор в Солсбери (1823)
Собор в Солсбери (1823)

Мотив готического собора в Солсбери, расположенного на равнине, окруженной вековыми деревьями, много раз был запечатлен художником. Арки мощных деревьев как бы обрамляют изображение собора, возникающего перед зрителем как чудесное золотистое видение. На переднем плане изображены заказчик картины, епископ Солсберийский, Фишер и его жена, стоящие в своем саду и любующиеся зданием храма.

Полотно образно передает контраст одновременно строгих и легких архитектурных форм, созданных человеком и воздушность природы; сияние солнечного дня, пронизывающего резьбу камня и прохладу тенистой аллеи.

Вечерний пейзаж
Вечерний пейзаж
Водяная мельница в Гиллингеме, Дорсет (1825-1826)
Водяная мельница в Гиллингеме, Дорсет (1825-1826)
Вспашка поля в графстве Саффолк
Вспашка поля в графстве Саффолк
Долина реки Стур и церковь в Дедхеме
Долина реки Стур и церковь в Дедхеме
Дом адмирала в Хэмпстэде
Дом адмирала в Хэмпстэде
Край пустоши при свете луны (1810)
Край пустоши при свете луны (1810)
Лесной пейзаж
Лесной пейзаж
Мальчики удят рыбу
Мальчики удят рыбу
Маяк в Харидже (ок.1820)
Маяк в Харидже (ок.1820)
Мельница в Флэтфорде (1817)
Мельница в Флэтфорде (1817)
Мэлверн Холл (1821)
Мэлверн Холл (1821)
Парк Уайвенхо. Эссекс
Парк Уайвенхо. Эссекс
Пашня (1826)
Пашня (1826)
Пейзаж с двойной радугой
Пейзаж с двойной радугой
Осенний пейзаж (1837)
Осенний пейзаж (1837)
Перистые облака
Перистые облака
Плотина
Плотина
Поток
Поток
Белая лошадь
Белая лошадь
Речной пейзаж
Речной пейзаж
Телега с сеном
Телега с сеном

Это полотно считается лучшим в творчестве Констебла. Изображение буквально пронизано удивительными отблесками. Они заметны и на воде, и на серебрящейся части какого-то растения, погрузившего в воду свои ветви. Поражают видные в просветах листвы стволы могучих деревьев. И над всем этим - неспокойное, холодное, английское небо.

Цветочный сад (1815)
Цветочный сад (1815)
Шлюз и мельница в Дедхеме
Шлюз и мельница в Дедхеме
Постройка лодки в Флэтфорде
Постройка лодки в Флэтфорде