Коровин Константин Алексеевич ( 1861 - 1939 )

Коровин Константин Алексеевич ( 1861 - 1939 )

Коровин К. А. (импрессионизм)

Коровин К. А. родился в год отмены крепостного права. Занимает особое место среди Союза русских художников, как представитель русского импрессионизма. Родился Коровин в Москве, в семье чиновника. Рано проявилась любовь к рисованию. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагоги были редкостные, знаменитые: Поленов, Саврасов, Прянишников, Перов.

Очень рано Костя Коровин показал свою самобытность, чем вызывал у некоторых учителей неприятие, его называли легкомысленным, разбросанным. Оказалось, что он видит мир иначе, чем другие, и этим доказал свое превосходство над некоторыми учителями. Своеобразие юного Коровина была в том, что он не хочет "раскрашивать" дом, ему дорого главное - впечатление. Для него важно не простое отражение природы, а отражение, пропущенное через сердце, свой взгляд на эту природу. Коровин стремится схватить мгновение. Так, еще не узнав французского импрессионизма, он по существу сам стал импрессионистом.

Основой творчества Коровина стала любовь. Он любил жизнь, женщин, животных. Он жил широко, щедро - когда получал деньги, на гонорары устраивал пиры, созывал друзей. А то забирался в тихий уголок, удалялся от всех, и никто не знал, какая огромная внутренняя работа шла в этом на первый взгляд безалаберным человеке.

Художник любил яркую, красочную, сочную живопись. Писал пейзажи,портреты. С удовольствием занимался театрально -декорационной живописью. Коровин оставил после себя заветы, ценные для художников: Цвета темные и светлые должны контрастировать; искусство должно быть легким, без нытья, оно должно давать наслаждение; работать надо свободно, радостно. Коровина называли королем мазка; он писал широкой кистью (полнеба - след одной кисти), и короткими быстрыми мазками и умел не оставлять следов от мазка.

1918 год - рубеж в жизни художника. Случилась революция, результаты которой выбили из привычного течения жизни миллионы людей. Особенно страдали люди творческой профессии. Не стало работы. Краски в дефиците. В живописи командовали футуристы, кубисты. Коровин писал:"Мне казалось,что я живу в каком-то сумасшедшем доме." Многие покидали родину. Шаляпин звал его, тем более, что жена Коровина больна туберкулезом и нужен теплый климат. Коровин долго не соглашался, но в конце концов решился. Последние шестнадцать лет он жил во Франции. Но в парижскую жизнь Коровин не "вписался". Болели его близкие, картины почти не покупали. И тем не менее, нам запомнится время его пребывания в Париже серией прекрасных картин "Парижские огни", которой никогда не устаешь любоваться...

Несколько лет назад Российскому фонду культуры были подарены четыре картины Коровина, написанные в Париже. Используя в своем творчестве принципы французских импрессионистов, Коровин, тем не менее, остался верен своему видению, воспитанию в духе русских традиций. Вот как писал художник в одном из последних писем: " Много я скитался по свету. И не раз я видел весну в других странах, но такой весны, как у нас в России, я нигде не видал...нигде нет такого отрадного, печального чувства, необычайного замана,глубокой красоты, мечты тревожной, как в весеннем вечере в России..."


Гурзуф 1919




Бульвар Капуцинок (1906)


Во всем своем несравненном великолепии показан ночной Париж. Сверкают и рассыпаются неверные миражные огни, мигают рекламы, безостановочно текут пестрые людские толпы...Вечный, несмолкающий, будоражащий душу праздник жизни...И как по-русски врывается в этот сказочный фейерверк интонация грусти, утомления, "одиночества в толпе"!. Автор ощущает себя посреди этого сказочного ликования не столько самозабвенным участником, сколько восхищенным зрителем, который вдосталь полюбуется, насладится этим блистательным спектаклем да и отправится к себе домой, в свою далекую, успокоительную тишину.

Портрет Ф. Шаляпина (1911)


Шаляпин приехал в 1911 году к больному Коровину в Виши, и здесь был сделан лучший из его портретов.

Чудное летнее утро, солнечные лучи, падающие в комнату сквозь зеленую листву, на столе белая скатерть,(если бы только белая, там столько тонов!), золотистое вино, хрустальный графин, рюмка и пламенеющие розы. А за столом сидит счастливый, улыбающийся человек, весь залитый солнцем.

Коровину удалось слить природу солнечного гения артиста со сверкающим днем, с природой.



Бастилия (1928)




Городской пейзаж




Кафе де ля Пэ




Кафе ла Марин




Град-столица (1911)




Крым, Гурзуф 1917




Мостик




Мулен Руж




На балконе




На террасе (1910)




На закате




Настурции (1888)




Париж 1907




Париж 1933




Париж ночью




Парижский бульвар




Причал в Крыму




Розы (1910)




Сирень (1915)




Улица Переяславля




Зимний вечер (1910)




Зимняя ночь




Зимой