Крамской Иван Николаевич(1837 - 1887)

Крамской Иван Николаевич. Автопортрет.  (реализм)
Крамской Иван Николаевич. Автопортрет. (реализм)

Крамской Иван Николаевич - сын провинциального писца, он начал дорогу в искусство с работы у бродячего фотографа. Уже со студенческих лет, проведенных в Академии художеств, он стал своеобразным центром притяжения для всех, кто горячо стремился к торжеству демократических начал в русской национальной живописи. Художник в основном писал портреты, хотя у него были и сюжетные полотна. Крамской был художником - мыслителем, он пропагандировал передвижничество, вел необыкновенно плодотворную работу. Он возглавил "бунт 14-и" в Академии художеств и затем организовал со своими единомышленниками Артель художников в Санкт-Петербурге.


Христос в пустыне (1872)
Христос в пустыне  (1872)

Первое произведение, в котором нашла выражение просветительская программа передвижничества. В образе Христа, который уединился в пустыне, чтобы в сорокадневном размышлении подготовить себя к своему тяжелому, но необходимому пути для спасения и очищения людей, художник вложил мысль о готовности передовой русской интеллигенции к самопожертвованию в борьбе с несправедливостью жизни.

Религиозное предание рассказывает, что Христа в пустыне искушал дьявол, уверявший, что тот мог бы стать царем царей. Однако, Христос устоял против искушений Сатаны. Он решил идти к людям, которым более всего был нужен - к народу. В картине показан момент, когда у Христа созрело непреклонное решение после сорока дней блуждания в пустыне.

Крамской изобразил Христа в "переходный" момент. Он не раздавлен тяжестью переживания, он становится духовно сильнее; он страдает, но, преодолевая сомнения, выйдет победителем из этой трудной борьбы с самим собой.

В природе тоже переходное состояние: золотистая утренняя заря рассеивает ночной мрак, уходит к горизонту последняя гряда темных синих туч, освобождая чистое небо. И на фоне этого утреннего неба вырисовывается фигура Христа, кажется, что он сейчас встанет и отправится в избранный путь.

Портрет Л.Н.Толстого (1873)
Портрет Л.Н.Толстого (1873)

Первый в истории русского искусства портрет писателя. Толстой долго не соглашался позировать для портрета, наконец, Крамской его уговорил. Этот портрет вошел в число лучших произведений Крамского.

Толстой изображен в рабочей блузе, в спокойной, сдержанной позе. Скупая и строгая гамма красок сразу же приковывает взгляд зрителя к лицу и рукам писателя. Облик Толстого чуть грубоват - выпирающие скулы, сильно выраженные надбровные дуги, крупный широкий нос. Однако, при внешней некрасивости это лицо приковывает к себе и обращает внимание зрителя на складку между бровей, на упрямые губы, а главное - на умные, пронзительные глаза - все это говорит о великом уме и мудрости писателя. Привлекают и вызывают уважение натруженные, крестьянские руки писателя, не понаслышке знающие тяжелый физический труд.

Художник передал в портрете внутреннее горение, гражданскую одержимость писателя в стремлении к познанию истины.

Лунная ночь (1880)
Лунная ночь (1880)

Эта картина - самый эффектный "ноктюрн" Крамского. Женщина в белом платье сидит на скамейке под высокими тополями старого парка, залитого лунным светом, под которым мерцание природы кажется целой симфонией, могучей, высокой, настраивающей на высокий душевный лад...

Эта картина полна элегического настроения.

Неизвестная (1883)
Неизвестная (1883)

Кто она, эта молодая, изысканно одетая женщина, гордая и независимая, проезжающая в экипаже по Невскому проспекту у заснеженного павильона Аничкова дворца? Говорили, что этот портрет - прообраз Анны Карениной, хотя до сих пор никто точно не знает, так ли это. И художник ничего не говорил о своем замысле.Фоном картины служат размытые туманом контуры архитектуры, на котором отчетливо выступает лишь женская фигура. Она откинулась на спинку экипажа, обитого темно-желтой кожей. С какой виртуозностью передана художником прелесть фактуры черного бархата и меха, синего шелка ленты, паутинная прозрачность перчатки на тонкой руке, белая, колышащаяся масса страусового пера! Лицо женщины обаятельно и прекрасно, но и надменно, оно выражает гордое сознание своей красоты, своего положения. Но это только на первыйвзгляд. А если приглядеться, то можно увидеть, что взгляд полуопущенных глаз в густых темных ресницах выражает грусть и невысказанное страдание. И, несмотря на всю окружающую ее роскошь, на ее красоту и обаяние, почему-то эту женщину искренне жаль...

Девушка с распущенной косой (1873)
Девушка с распущенной косой (1873)
Женщина с зонтиком
Женщина с зонтиком
Портрет художника И.Шишкина (1873)
Портрет художника И.Шишкина (1873)

Певца русской богатырской природы Крамской изобразил в его любимом и привычном окружении - в пейзаже. Художник стоит на залитой солнцем ясной поляне в полном "походном" снаряжении, в широкополой шляпе и высоких сапогах, с этюдником на плече. Художник как бы царит в родном ему пейзаже. В портрете достигнуто полное созвучие состояния природы и человека. Общее настроение портрета создается мажорное, краски словно пронизаны воздухом и светом.

Неутешное горе. (1884)
Неутешное горе.  (1884)

Картина о горе матери, потерявшей ребенка. Мысль написать такое полотно возникло у Крамского давно, после того, как у него один за одним погибло двое сыновей. Писать было мучительно, он испробовал несколько вариантов, наконец,остановился на четвертом.

У стола стоит мать, одна... Она смотрит прямо перед собой. На ней черное траурное платье, волосы небрежно заколоты, к губам прижат платок. Она уже не плачет. Рядом на кресле - ящик с цветами, цветы на полу. Дверь в соседнюю комнату приоткрыта. Там гроб с телом ее ребенка. На полу у двери - отражение красноватого мерцания света: это горят свечи у гроба. Все кончено. Из жизни ушел ее ребенок, ее кровиночка, а кругом все осталось по-прежнему: ковер на полу, картины на стенах, на столе альбом с фотографиями, книги.

Уж сколько времени она стоит у гроба единственного сына своего,
Как тень окаменевшего сугроба над пропастью, отверстой для него.
Кричит душа. Ее утешить нечем. Не из железа сделан человек.
И горько ей, что так был быстротечен отпущенный ему короткий век.
Она молчит. Она уже не плачет и высохла последняя слеза.
Лишь изредка в платочек прячет опухшие от слез свои глаза...

Флоксы.
Флоксы.
Некрасов в период Последних песен (1877)
Некрасов в период Последних песен (1877)

Художник изображает поэта в последние дни его жизни, когда он, полулежа на диване, пишет свои знаменитые "Последние песни". Крамской любил Некрасова как поэта-гражданина и восхищался его стихотворениями. Художник убирает из картины все ненужные подробности, чтобы не отвлекать внимание зрителя от главного. И это внимание концентрируется на прекрасном своей одухотворенностью и выражением творческого состояния лице Некрасова, которое контрастирует с физической немощью больного тела, утонувшего в простынях ( голова Некрасова написана Крамским с натуры и бережно вшита им в новый холст).

Мина Моисеев (1882)
Мина Моисеев (1882)

Крамской любил изображать в своих портретах крестьян, подчеркивая в образе те особенные черты, которые привлекали художника. Вот портрет старого крестьянина Мины Моисеева. Его лицо озарено доброй улыбкой, но с чуть заметной лукавинкой. А из-под его клочковатых бровей смотрят умные и по-детски чистые голубые глаза.