Кранах Лукас Старший (1472 - 1553).Северное Возрождение

Кранах Лукас Старший
Кранах Лукас Старший

Последний художник немецкого Ренессанса, живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Он рано приобрел популярность и был приглашен ко двору курфюста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Витенберге. Имел обширную мастерскую и множество учеников.

Лукас Кранах писал в основном на религиозные сюжеты. Его картины полны движения, красок,света,но в центре их - всегда человек. Особенно часто писал женщин - их мягкие, изысканные фигуры на его картинах причудливо вытянуты, грациозны. Лица на его полотнах округлы, с чуть раскосыми глазами, приподнятыми к вискам - по ним легко можно узнать почерк художника Кранаха.


Святое семейство (1509)
Святое семейство (1509)
Отдых на пути в Египет (1504)
Отдых на пути в Египет (1504)
Христос на кресте (1552 - 1555)
Христос на кресте (1552 - 1555)
Мученичество святой Екатерины (1506)
Мученичество святой Екатерины (1506)

Это третья часть триптиха "Мученичество святой Екатерины".
Сюжет из известной христианской легенды. Одно время в Александрии правила царила Екатерина, которая хотела стать христианкой. Ее желание исполнилось: она была крещена отшельником. В то же время в Александрии находился император Максенций, который стремился подорвать истинную веру женщины. Он подослал к ней 50 ученых мужей, но они не смогли поколебать преданность Екатерины христианству.
Более того, Екатерина сама смогла так убедить этих мужей в правдивости христианства, что эти мудрецы сами решили стать христианами. Однако, жестокий Максенций казнил их всех до одного. Теперь император приказал изготовить Екатерине колесо с шипами, в котором ее будут пытать, пока она не отречется от веры.
Но замысел императора так и не воплотился в жизнь: ударила молния и разрубила адское приспособление на две части. Разгневанный император приказал Екатерину обезглавить.
Художник изобразил этот самый страшный момент в судьбе отважной женщины - вот-вот она будет обезглавлена стоящим за нее палачом, но лицо Екатерины спокойно, она уверена в правильности своего поступка.

Венера и амур (1509)
Венера и амур (1509)

Эффектная картина, выполненная в гамме желтых и золотистых тонов, благодаря чему фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы. Выделяются лишь красные бусы на шее Амура.

 Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой придерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Венера Кранаха - рослая, длинноногая женщина, ее жесты как изысканны, так и несколько неуклюжи, скованны.

Кранах, изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера".

Расплата (мезальянс) 1532
Расплата (мезальянс) 1532
Меланхолия (1532)
Меланхолия (1532)
Портрет молодой дамы (1526)
Портрет молодой дамы (1526)

Красивая молодая женщина изображена в свободной, спокойной позе. Она задумчива, ее фигура грациозна, очерчена гибкими, плавными линиями. Женщина полна достоинства, даже высокомерия. Угадывается властный характер высокородной дамы, роскошно одетой по моде того времени; на ней множество украшений.

Портрет написан яркими, праздничными красками.

Портрет герцога Генриха Благочестивого Саксонского и герцогини Екатерины Макленбургской (1514), диптих
Портрет герцога Генриха Благочестивого Саксонского и герцогини Екатерины Макленбургской (1514)

Перед нами парные портреты герцога Генриха Благочестивого Саксонского и его супруги герцогини Екатерины Макленбургской. Вместе они смотрятся очень эффектно.
Оба изображены на черном фоне, что особенно подчеркивает золото экстравагантных костюмов, придающих портретам изысканную декоративность. Рядом с ними собаки - у герцогини маленькая, ручная, у герцога - сильная охотничья гончая.

Нимфа фонтана (1534)
Нимфа фонтана (1534)
Иоганн Фридрих Великолепный (6 лет) 1509
Иоганн Фридрих Великолепный (6 лет) 1509
Адам и Ева (1526)
Адам и Ева (1526)

В ветвях дерева познания и зла спрятался змей и стал искушать наивную, доверчивую Еву, что несмотря на наказ Бога не есть плоды с этого дерева, стоит их попробовать, т.к. от этого они не умрут, но у них на многое откроются глаза, и они станут сами как боги, научившись отличать добро от зла.
Эти слова разбудили у Евы любопытство. Она подошла к дереву ближе и увидела прекрасные плоды, которые своим внешним видом вызывали желание их попробовать. Она сорвала плод и съела его. Он так понравился Еве, что она дала его попробовать и Адаму. И он тоже съел.
Так впервые люди поддались искушению дьявола в виде змея и согрешили, нарушив одну из главных Божеских заповедей.
Когда Адам и Ева съели плод, то сразу заметили, что они наги, на них нет одежды. Им стало стыдно. Они сшили из листьев смоковницы опоясания и надели их.Так был совершен первородный грех.

Борьба Самсона со львом (1525)
Борьба Самсона со львом (1525)

Здесь изображен сюжет из христианской мифологии. Самсона, обладающего огромной силой, часто отождествляют с Давидом и Гераклом, которые боролись со львом.
Как гласит мифология, Самсон, когда подходил с отцом своим и матерью своею к виноградникам Финафским, молодой лев, рыкая, вышел навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он разорвал льва как козленка, хотя в руках у него ничего не было.
На самом деле Самсон разорвал именно льва, а не пасть его, однако, в некоторых рассказах сюжет отклоняется, описывая, как Самсон разорвал пасть льву.

Венера и Амур (1530)
Венера и Амур (1530)

На небольшом полотне художник изобразил прекрасную женщину и маленького Амура, подающего ей медовые соты. Эта навеянная литературными источниками и двусмысленная в своем эротизме сюжетная композиция имела большой успех и неоднократно варьировалась художником.

Особую пикантность Венере придает то, что на ней, обнаженной, роскошная, опушенная перьями шляпа. Ее шею украшают цепи. Венера держится за ветку, на которой висят прекрасные яблоки. Художник будто намекает, что это, может быть, и не Венера, а Ева. Фигуры Венеры и Амура смотрятся светлыми силуэтами на фоне темной листвы леса, в которой можно разглядеть головы оленя и косули. Правый край картины занят чудесным пейзажем, написанным с точностью миниатюриста.

Эдем (1536)
Эдем (1536)

Христианская религия гласит, что Бог создал как первого человека. так и позаботился о том, чтобы человеку жилось вольготно на земле, и создал на востоке рай, или сад, в Эдеме, в нем имелось все, что требовалось для приятной и вольготной жизни. Человеку не нужно было трудиться. В Эдеме по Божьему повелению стали произрастать разные деревья, приятные на вид и с плодами, годными для пищи.
В самом центре Эдема он посадил еще одно дерево, которое называлось деревом познания добра и зла. Он сделал это с целью испытать послушание человека, его следование Божеским заповедям.
Поселив человека в саду Эдемском, Бог сказал ему: "От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания и зла не ешь ничего; ибо в тот день, когда ты вкусишь от него, смертию умрешь".
И тогда же понял Бог, что нехорошо быть человеку одному, нужен ему помощник. он собрал всех полевых животных, всех птиц небесных, привел к человеку, чтобы тот дал название каждому. И человек дал названия всем скотам и птицам и всем зверям, но сам по-прежнему был один.
Понял Бог, что человеку нужна пара. И навел Он на Адама крепкий сон, взял одно из его ребер и создал из него женщину. Он привел ее к Адаму и сказал, что это кость от кости его, плоть от плоти его и называться она будет его женою, потому что взята от мужа. Адам назвал жену Евой, что на иудейском языке означало "жизнь", и она должна была стать прародительницей всех людей на земле.
Адам и Ева жили в спокойствии и радости, они были нагие и не стыдились своей наготы. Они не боялись ни болезней, ни голода, ни смерти. И окружавшие их животные были ласковы с ними, сильные не трогали слабых, и все питались травой и плодами с деревьев, и всем всего хватало.

Курфюстр Фридрих Мудрый на охоте (1529)
Курфюстр Фридрих Мудрый на охоте (1529)

С одной стороны, это историческая картина, потому что изображает конкретный случай - охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Вместе с тем это - один из лучших видов природы в европейском искусстве. Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой; в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей; на холме возвышается гордый замок. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один за другим чередуются эпизоды охоты, и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины.

Нимфа источника (речная нимфа) 1518
Нимфа источника (речная нимфа) 1518
Ева (1528)
Ева (1528)
Святые Женевьева и Аполлония (1506)
Святые Женевьева и Аполлония (1506)

Изображения служили внешними створками знаменитого алтаря Святой Екатерины. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты. Над Святыми - золотой орнамент из плодов и листьев.

Христос и грешница
Христос и грешница
Мадонна с младенцем под яблоней (1530)
Мадонна с младенцем под яблоней (1530)

Поза молодой женщины, отдыхающей под яблоней в саду, полна безмятежного покоя и умиротворенности. В ее лице нет той тревоги и печали, которые трогают нас в русских иконах. Младенец Христос, стоящий в полный рост на коленях у матери, кажется нам обыкновенным играющим ребенком, он изображен без нимба - сияния над головой, символа святости.

Природа на дальнем плане дышит величием и покоем. Но не все в картине так просто. В те времена многие вещи и предметы на картинах имели еще другой, тайный смысл.

Яблоки здесь - это не просто вкусные фрукты, это напрминание о райском саде, где жили Адам и Ева, где Ева нарушила запрет бога, вкусив яблоко. Яблоки означают также дары жизни, изобилие земли, плоды знания. Христос держит в одной руке яблоко, словно протягивая его людям.

Адам и Ева, диптих (1528)
Адам и Ева, диптих (1528)
Оплакивание Христа (1538)
Оплакивание Христа (1538)
Юдифь с головой Олоферна
Юдифь с головой Олоферна

Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу, но этому помешала жившая в городе богатая вдова Юдифь.
Юдифь призывала людей не сдаваться, подбадривала их. как могла. а затем сама решила спасти свой город и осажденных в нем людей.
Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Она оделась в богатые одежды и вместе со своей служанкой пошла к великому полководцу Олоферну, сказав его слугам, что несет ему дары. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Они долго беседовали, пировали. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Слишком много выпив, он быстро уснул. Тогда Юдифь помолилась,попросив у Господа прощения, схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по его шее. Брызнула кровь, и голова Олоферна оказалась в ее руках. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Осторожно подошли Юдифь со служанкой к воротам своего города и показали осажденным жителям голову жестокого Олоферна. Восторг и ликование охватил всех жителей города. А ассирийские воины утром обнаружили труп обезглавленного полководца. Панический ужас охватил воинов и, прихватив тело Олоферна, они бежали из города Ветилуя.

Венера и купидон (1520)
Венера и купидон (1520)

Двор немецких курфюстов не любил унылых, церковных проповедей, поэтому им нравились сюжеты, близкие итальянскому Ренессансу.

С восхищением пишет художник пленительную фигуру юной Венеры. Чтобы подчеркнуть ее целомудренную красоту, он одевает богиню в прозрачную накидку, добавленную легкой, зеленой. Только бусы украшают женщину. Образ полон любви и нежности.

Оленья охота короля Карла V близ замка Торгау (1544)
Оленья охота короля Карла V близ замка Торгау (1544)

Одна из заказных работ мастера, своеобразная по жанру картина, изображающая любимое развлечение его августейших покровителей - охоту на оленей. Сильная сторона этих "охот" - пейзажное окружение.
Опушка леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей, извилистая речка, виднеющийся вдали замок - весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами. лодки на реке - одни подбирают убитых оленей, на других - придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, - вся композиция пронизана движением, звуками гона. лаем собак.

Портрет юриста (Иоганн Стефан Реус) 1503
Портрет юриста (Иоганн Стефан Реус) 1503
Закон и Благодать (1529)
Закон и Благодать (1529)
Святые Кристина и Оттилия
Святые Кристина и Оттилия