Лоренцо Бернини (1598 - 1680)

Лоренцо Бернини (1598 - 1680)
Лоренцо Бернини (1598 - 1680)

Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Скульптор в основном работал в Риме, где создал много барочных архитектурных сооружений и скульптур. Среди его скульптур -мифологические сцены, античные герои.


Давид (1623)
Давид (1623)
Давид (фрагмент)
Давид (фрагмент)

"Давид" в исполнении Бернини - это воинствующий бунтарь, его тонкие губы упрямо сжаты, маленькие глаза зло сузились, вся его фигура выражает движение, стремление к борьбе, готовность сразиться с великаном Голиафом.

Похищение Прозерпины (1622)
Похищение Прозерпины (1622)
Похищение Прозерпины (фрагмент)
Похищение Прозерпины (фрагмент)

Это сцена похищения богини подземного царства Прозерпины богом подземного царства Плутоном. Скульптор изобразил вырывающуюся фигуру Прозерпины, ее испуганное лицо, взметнувшиеся в отчаяньи руки. Поражает, как убедительно сумел скульптор передать мягкость тела женщины, словно оно живое, а не высеченное из мрамора.

Экстаз святой Терезы (1645 - 1652)
Экстаз святой Терезы (1645 - 1652)

Это одна единственная скульптурная группа, которая находится в небольшой церкви Санта Мария делла Виттория - алтарь св.Терезы - она наиболее полно раскрывает искусство Бернини.

Экстаз св. Терезы ( Фрагмент)
Экстаз св. Терезы ( Фрагмент)

Тут всего две фигуры - святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу. Надо заметить, что Тереза не мифический персонаж, а реальная монахиня, жившая в 16 веке и причисленная потом церковью к лику святых. Она рассказала, как к ней во сне явился ангел "в плотском образе" и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала "сладостную муку". Видение монахини Бернини воплотил в мраморе, нисколько не скрыв его эротческого характера.

Обе фигуры он сделал из чистого белого мрамора и поместил их в глубокую нишу, обрамленную цветным мрамором, - как бы раздвинутый занавес, за которым разыгрывается мистерия сновидения. Сверху он спустил на Терезу поток золотых острых лучей и подкрепил их натуральным светом, падающим через желтое стекло окна. Очень талантливо он передал инертность и разбросанность спящего тела, тяжело повисшую левую руку и конвульсивно сжатую правую, полуоткрытый рот, вздохи и стенания мучительно-сладкого сна. Внутреннее смятение Терезы скульптор передал в тревожном, бурном движении складок ее плаща, которые перемешиваются с клубящимися облаками. Только такой смелый мастер, как Бернини, мог отважиться изваять облака из мрамора - каменный пар! И это ему удалось.

Бюст Людовика XIV в Версале
Бюст Людовика XIV в Версале
Скульптура барокко Лоренцо Бернини
Скульптура барокко Лоренцо Бернини