Матиссс Анри (1869 - 1954) (фовизм)

Анри Матисс
Анри Матисс

Французский художник, его считают самым талантливым из фовистов (смотрите статью "Модерн"). Был в свое время видным общественным деятелем, борцом за мир. Сам Матисс говорил: "Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение".

На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости; натюрморты и пейзажи. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне.


Мастерская художника (1911)
Мастерская художника (1911)

Картина, похожая на детский рисунок - яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица, желтый коврик на полу - все это создает ощущение детской радости, когда ребенок берет любой яркий карандаш и с упоением раскрашивает свой рисунок, не задумываясь ни о сочетании цветов. ни о законах живописи.

Берег (1907)
Берег (1907)

Картина создает радостное ощущение жизни - синяя река, деревья, отражающиеся в воде, а на другом берегу среди гущи сочной травы двое влюбленных - он и она...

Голубое окно
Голубое окно

Картина наполнена таинственной лунной ночью - столик у окна, принадлежащий женщине, о чем говорят украшения на столе; флаконы с духами, цветы...А за окном все заливает голубая луна...

Деревья оливы в цвету (1906)
Деревья оливы в цвету (1906)

Картина напоминает работы импрессионистов - мелкими мазками изображены цветущие деревья в саду. Сочетание нежных розовых и темных красок создает впечатление декоративности.

Красная комната
Красная комната

Художник любил использовать в своих картинах красный цвет. Здесь он изобразил комнату с красными обоями, такая же скатерть на столе, женщина раскладывает в вазы фрукты. За большим окном пейзаж с цветущим садом, цветами. Узоры на стенах и скатерти, красный цвет создают впечатление восточного ковра.

Красные рыбки (1911)
Красные краски (1911)

На картине изображена часть мастерской художника, но все внимание зрителя обращено на аквариум. Гармония зелено-розовых тонов интерьера разбивается всплесками горячих красных пятен - это золотые рыбки и их дрожащее отражение. Цвет в картине создает неповторимую обстановку радости и цвета.

Молодые женщины в саду
Молодые женщины в саду

Матисс часто писал сад, деревья в саду или, как здесь, молодых женщин под сенью деревьев. На переднем плане, на скамье, укрытой ковром, наслаждается отдыхом, запахами листвы лежащая молодая женщина в белом платье. Она о чем-то отрешенно задумалась. В глубине сада за столом еще две женщины, - одна молодая с ребенком в руках, скорее всего, сестра женщины в белом платье и другая, старше, их мать. Картина полна безмятежного покоя, умиротворения.

Морской пейзаж (1905)
Морской пейзаж (1905)

Полотно напоминает картины Синьяка - морской пейзаж, написанный мелкими разноцветными мазками, похожими на точки.
Берег моря, обнаженные купальщицы наслаждаются морем, солнцем, общением с друзьями пикником.
Картина написана в нежных сочетаниях розовых, голубых, желтых тонов и создает радостное, ликующее настроение.

Музыка (1910)
Музыка (1910)

Картина лаконична по содержанию, но полна глубокого смысла. Группа любителей музыки самозабвенно наслаждаются музыкой. Двое исполняют, а трое слушают сладостные звуки скрипки и свирели. И ничто не отвлекает зрителя от самого сюжета - ни одежда мальчиков, ни дополнительные атрибуты в виде пейзажа или интерьера - только сама музыка! И краски - яркие, звучные, локальные - красная, синяя, зеленая. Картина похожа на детский рисунок - такой же радостный, позитивный.

Натюрморт с апельсинами
Натюрморт с апельсинами

Здесь художник отклонился от своей обычной манеры живописи и больше склоняется к натурному изображению. Натюрморт представляет собой стол, на котором стоят бутылки из темного стекла, блестящий кувшин с молоком, кружка и яркие оранжевые апельсины в вазе.
Все предметы написаны в классической манере, осязаемо, реально.

Натюрморт с голубой скатертью (1906)
Натюрморт с голубой скатертью (1906)

Этот натюрморт уже совсем другой - на голубой. расписанной синими узорами, скатерти расположены глиняный кувшин, зеленого стекла графин и желто-красные яблоки.
Художник намеренно небрежно пишет предметы, отчего картинка создает радостное настроение.

Натюрморт с посудой
Натюрморт с посудой

И снова натюрморт написан в духе неоимпрессиониста Синьяка. На столе, покрытой пестрой скатертью, расположилась разная посуда , небрежно брошено полотенце. Все изображение написано мелкими мазками, а радостное. праздничное настроение создает гармоническое сочетание красных, желтых. зеленых, синих и фиолетовых оттенков.

Натюрморт с букетом
Натюрморт с букетом

На квадратной салфетке круглый поднос, на котором ваза с цветами - тюльпанами, ромашками. Сочетание ярких, сочных мазков желтого, красного, синего цветов делает натюрморт радостным.

Одалиска в красных шальварах (1917)
Одалиска в красных шальварах (1917)

В центре картины - молодая женщина в белой блузе и ярких красных шальварах лениво расположилась на ярком полосатом матрасе в комнате гарема. Закинув одну руку за голову, она о чем-то мечтает, ожидая своего господина. Ее комната с яркими цветастыми обоями похожа на разноцветную шкатулку, в которой есть все для беззаботной жизни, для радости. Комната украшена букетами цветов, на столе лежат фрукты, вино в медном кувшине.
Но почему-то выражение лица молодой одалиски не выражает счастья, возможно, она мечтает совсем о другой жизни - о простой, с любящим мужем, детьми, где она была бы одной хозяйкой? Но и большой печали на ее лице тоже не видно - скорее всего, она давно смирилась со своей судьбой и мечтает от безделья?

Семейный портрет
Семейный портрет

Здесь художник изобразил свою семью в спокойной домашней обстановке - на диване за любимым рукоделием вышиванием сидит жена Амели. С книгой в руке стоит дочь Маргет, как бы в раздумье от прочитанного остановившись на полпути. В центре комнаты, за шахматной доской, сыновья Пьер и Жан.
Художник совсем не стремится в картине передать сходство с натурой, раскрыть характер натуры. главный замысел в другом - сцена игры в шахматы, сосредоточенность занятой рукоделием Амели, размышляющая Маргет.
Верный своему принципу, что искусство должно доставлять радость, он создает на полотне нарядную обстановку, радующую взгляд зрителя - Обои в цветочек, диваны с цветастой обивкой, белый камин, разноцветный восточный ковер. Чередование белых и черных квадратов на шахматной доске сразу привлекает внимание к центру картины, туда же обращено и внимание зрителей.

Сладкий сон
Сладкий сон

Крупным планом выступает лицо безмятежно спящей молодой женщины. Уютно устроившись на белой подушке, укрывшись пестрым одеялом, она сладко спит, чуть приоткрыв рот. Возможно, ей снится какой-то хороший, добрый сон. Темные волосы обрамляют красивое лицо в виде рамы на фоне подушки.
Художник отступает от традиционного сочетания ярких цветов. Желтые обои с неброским рисунком, голубая вышивка на белой ночной рубашке, цветочки на одеяле создают мягкое, нежное сочетание.

Танец (1910)
Танец (1910)

Пять женских тел танцуют в хороводе. Никаких деталей, только сцепленные руки и плавные изгибы женских тел, только танец. Картина передает живую динамику движений, самозабвенность танцовщиц, отдающихся волшебству музыки и танца.
Художник не изображает лиц, фигуры женщин не идеальны, - все для того, чтобы зритель не отвлекался на мелочи, а видел только его величество - Танец!
Здесь главное - даже не цвета, а чувство!

Тюльпаны и устрицы на черном фоне (1943)
Тюльпаны и устрицы на черном фоне (1943)

На фоне черного плиточного пола стол под красной скатертью. На нем блюдо с устрицами, бутылка. желтые лимоны, чашка с голубым узором, а в центре - белая ваза с большим букетом красных и белых тюльпанов. И это яркое сочетание красного, белого, желтого и черного дает такое ликующее, праздничное настроение!

Художник и его модель (1919)
Художник и его модель (1919)

Мастерская художника, в которой сам художник сидит за мольбертом к нам спиной и лица его мы не видим. А перед ним, в центре комнаты, ему позирует обнаженная женщина, его натурщица, модель. она сидит, прислонившись к спинке кресла со скучающим выражением лица - сеанс длится долго и ей наскучило сидеть без движения!
Картина написана мягкими, пастельными красками, легкими, чуть небрежными мазками и линиями, благодаря чему комната выглядит очень уютной, домашней. Здесь хотелось бы просто опить чаю, поболтать с другом...И вполне возможно, когда закончится сеанс, художник со своей моделью действительно будут пить чай ...