Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564)

Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564)

Микеланджело Буонаротти. Высокий Ренессанс

Микеланджело - третья горная вершина Ренессанса. Его долгая жизнь - жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая. Он был гениальным художником, ваятелем, архитектором, поэтом. Но более всего он - ваятель.

Скульптуру он ставил выше других искусств, как Леонардо считал царицей искусств живопись. В наше время большинство скульпторов сначала лепят глиняную модель, доводя ее до совершенства, потом мраморщик (реже сам скульптор) переводит ее с механической точностью в материал - мрамор или другой камень. Ваятель работает иначе. Он мысленно представляет себе будущий облик задуманного образа, а затем откалывает, отсекает то, что не нужно. Это очень тяжелый труд, он требует огромного душевного и физического напряжения, безошибочности руки, зоркости глаза, так как неправильно отколотое уже не приклеить. Именно так работал Микеланджело. Он как бы вступал в единоборство с мраморной глыбой, освобождая образ из каменной оболочки.

До конца своих дней во всех своих произведениях Микеланджело отстаивал право на свободу и воспевал мощь, силу и героизм людей, их борьбу и веру в победу. Титанический размах творческой мысли диктовал ему колоссальные замыслы, которые он не успевал завершить.

Микеланджело не был свободен в своем творчестве, на него постоянно давили, ему приказывали, принуждали, грозили римские папы, которые были заказчиками его многих работ - сначала Юлий II, потом Лев X. Они отрывали его от того, чем он успел увлечься, грозили ему судом, требуя окончания предыдущей работы. Но самое горестное, что наложило отпечаток на жизнь и творчество Микеланджело - осада и падение любимой Флоренции, уничтожение республики, эпоха террора и инквизиции, годы страдальческого одиночества, проведенные в изгнании в Риме, где он и умер в возрасте восьмидесяти девяти лет.


Фрагмент росписи (Сотворение Адама)


Микеланджело показывает человека сильного, мужественного, способного на великие дела. Человек здесь могуч и прекрасен, как бог.

Сикстинская капелла - фрагмент (Микеланджело Буонаротти)


Работая в Сикстинской капелле, Микеланджело, этот физически далеко не сильный, подверженный недугам, одержимый постоянными душевными смутами человек, сам совершил беспримерный подвиг. Он отказался от помощников и всю работу выполнил один.

Ему приходилось писать, стоя на лесах и запрокидывая голову, так что краска капала ему на лицо, - и так изо дня в день четыре года. Сам он писал об этом так:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода),
В Ломбардии - нередких мест беда!),
Да подбородком вклинился в утробу,
Грудь - как у гарпий, череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом - борода;
А с кисти на лицо течет бурда,..
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой вытянута в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук...



Сикстинская капелла (1508 - 1512). Фрагмент - Дельфийская сивилла (ясновидящая, предсказательница)


По иронии судьбы - это единственная законченная работа, не скульптура, а живопись, - роспись потолка в Сикстинской капелле Ватикана.

Приняв этот заказ, Микеланджело загорелся творческой страстью и отдался ей целиком. Вместо того, чтобы покрыть потолок орнаментом и написать лишь несколько фигур, он всю площадь заполнил сюжетными композициями, фигурами пророков и сивилл, обнаженных юношей.

В общей сложности на общей площади в 600 метров было расположено несколько сот фигур - целый народ, поколение титанов, где есть старики, женщины, юноши и младенцы.



Сотворение человека (Сикстинская капелла)


Среди сюжетных росписей потолка капеллы наибольшей славой пользуется роспись "Сотворение человека" - это роспись в центральной части потолка.
По библейской легенде бог создал первого человека из глины, а потом оживил его.

Микеланджело изобразил момент оживления. Справа - бог. Крепкий и могучий старец-атлет. Он стремительно несется по небу. Его гигантский плащ распахнулся и стал похож на мощное крыло. Вместе с ним летят ангелы. Слева - человек. Сильный и молодой, но тело его кажется скованным, словно он погружается в глубокий сон. Бог, пролетая мимо, протянул руку юноше.

Художник сумел создать впечатление, будто жизнь начинает в нем пробуждаться: приподнимается голова, открываются глаза, подтягивается нога, простирается вперед рука, наполняются энергией мышцы, оживает все тело.



Давид (1504)


Эта пятиметровая статуя стояла на центральной площади Флоренции и была символом свободы и независимости города.

В отличие от Давида, созданного Донателло, этот Давид изображен как мужественный воин перед сражением с врагом. Юноша полон боевой готовности. Состояние большого физического напряжения передается в образе героя. Он твердо стоит на земле, голова обращена в сторону врага, нахмурены брови, сжаты губы, тяжелые волосы нависли над грозным лбом. В одной руке сжат камень, в другой - праща. Еще мгновение - и он вложит камень в пращу, раскрутит ее и пустит во врага.

Чтобы показать необыкновенную силу Давида, Микеланджело делает его огромным, выявляет мышцы шеи рук, груди, ног. Грозная сила и уверенность в победе чувствуется во всем облике героя.



Джулиано Медичи (1520)


Это скульптура гробницы брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного. Джулиано Немурский, брат Лоренцо, хотя и числился папским полководцем, но значительно больше интересовался поэзией и искусством, был меланхоликом по своей натуре.

Джулиано сидит с непокрытой головой, с жезлом на коленях, как полководец.

Статуя символизирует собою гордость, гордость в его лице и шее, в разрухе его глаз, в очертаниях его носа, губ, волос. И вместе с тем вся фигура Джулиано выражает задумчивость, мечтательность.



Моисей (1516)


Статуя изображает образ святого Моисея, как вождя - мудрого, смелого, полного титанических сил, сильной воли. Микеланджело вложил в образ свою мечту о таком вожде, потому что только с такими качествами мог бы вождь объединить его страну, раздираемую на части.

Пьета (1504)


Скульптурная группа из мрамора, изображающая Деву Марию в одеянии, в натуральную величину, с телом Христа на руках.

Это Мать, вся нежность и боль которой устремлена лишь на сына, юного и прекрасного. Она видела его казнь, теперь держит у себя на коленях его безжизненное тело - вот высшая скорбь для материнского сердца.

Ее прекрасное лицо дышит этой скорбью, но в нем нет отчаяния - гибель сына она воспринимает как предначертание судьбы. И горе ее - не личное, это горе всего человечества.



Пьета (фрагмент)




Скорчившийся мальчик (1522)


Эту скульптуру Микеланджело создал для надгробия. Это символ, в нем художник выразил сожаление человека об уходящей жизни и даже грядущее бекссмертие души не утешает его.

После смерти душа стремится покинуть тело, и оно умирает. Душа освободится, но тело умирать не хочет, и между ними происходит борьба. Небольшая фигурка мальчика сжалась, тело умирает, а внутри него таится огромная внутренняя сила души, стремящаяся вырваться наружу.



Восставший раб (1516)


Эта скульптура изображает сильного, прекрасного юношу, стремящегося разорвать путы. Страстный протест против порабощения и несломленная воля к победе переданы в сильных движениях тела и гордом выражении лица. А огромное, сверхчеловеческое напряжение мышц еще больше усиливает впечатление упорного стремления к свободе.

Пьета (фрагмент)