Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564). Высокий Ренессанс

Микеланджело Буонаротти
Микеланджело Буонаротти

Микеланджело - третья горная вершина Ренессанса. Его долгая жизнь - жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая. Он был гениальным художником, ваятелем, архитектором, поэтом. Но более всего он - ваятель.

Скульптуру он ставил выше других искусств, как Леонардо считал царицей искусств живопись. В наше время большинство скульпторов сначала лепят глиняную модель, доводя ее до совершенства, потом мраморщик (реже сам скульптор) переводит ее с механической точностью в материал - мрамор или другой камень. Ваятель работает иначе. Он мысленно представляет себе будущий облик задуманного образа, а затем откалывает, отсекает то, что не нужно. Это очень тяжелый труд, он требует огромного душевного и физического напряжения, безошибочности руки, зоркости глаза, так как неправильно отколотое уже не приклеить. Именно так работал Микеланджело. Он как бы вступал в единоборство с мраморной глыбой, освобождая образ из каменной оболочки.

До конца своих дней во всех своих произведениях Микеланджело отстаивал право на свободу и воспевал мощь, силу и героизм людей, их борьбу и веру в победу. Титанический размах творческой мысли диктовал ему колоссальные замыслы, которые он не успевал завершить.

Микеланджело не был свободен в своем творчестве, на него постоянно давили, ему приказывали, принуждали, грозили римские папы, которые были заказчиками его многих работ - сначала Юлий II, потом Лев X. Они отрывали его от того, чем он успел увлечься, грозили ему судом, требуя окончания предыдущей работы. Но самое горестное, что наложило отпечаток на жизнь и творчество Микеланджело - осада и падение любимой Флоренции, уничтожение республики, эпоха террора и инквизиции, годы страдальческого одиночества, проведенные в изгнании в Риме, где он и умер в возрасте восьмидесяти девяти лет.


Сикстинская капелла (1508 - 1512). Фрагмент - Дельфийская сивилла (ясновидящая, предсказательница)
Сикстинская капелла (1508 - 1512). Фрагмент - Дельфийская сивилла  (ясновидящая, предсказательница)

По иронии судьбы - это единственная законченная работа, не скульптура, а живопись, - роспись потолка в Сикстинской капелле Ватикана. Приняв этот заказ, Микеланджело загорелся творческой страстью и отдался ей целиком. Вместо того, чтобы покрыть потолок орнаментом и написать лишь несколько фигур, он всю площадь заполнил сюжетными композициями, фигурами пророков и сивилл, обнаженных юношей. В общей сложности на общей площади в 600 метров было расположено несколько сот фигур - целый народ, поколение титанов, где есть старики, женщины, юноши и младенцы.

Сикстинская капелла - фрагмент (Микеланджело Буонаротти)
Сикстинская капелла - фрагмент (Микеланджело Буонаротти)

Работая в Сикстинской капелле, Микеланджело, этот физически далеко не сильный, подверженный недугам, одержимый постоянными душевными смутами человек, сам совершил беспримерный подвиг. Он отказался от помощников и всю работу выполнил один. Ему приходилось писать, стоя на лесах и запрокидывая голову, так что краска капала ему на лицо, - и так изо дня в день четыре года. Сам он писал об этом так:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода),
В Ломбардии - нередких мест беда!),
Да подбородком вклинился в утробу,
Грудь - как у гарпий, череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом - борода;
А с кисти на лицо течет бурда,..
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой вытянута в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук...

Сотворение человека (Сикстинская капелла)
Сотворение человека (Сикстинская капелла)

Среди сюжетных росписей потолка капеллы наибольшей славой пользуется роспись "Сотворение человека" - это роспись в центральной части потолка.
По библейской легенде бог создал первого человека из глины, а потом оживил его. Микеланджело изобразил момент оживления. Справа - бог. Крепкий и могучий старец-атлет. Он стремительно несется по небу. Его гигантский плащ распахнулся и стал похож на мощное крыло. Вместе с ним летят ангелы. Слева - человек. Сильный и молодой, но тело его кажется скованным, словно он погружается в глубокий сон. Бог, пролетая мимо, протянул руку юноше. Художник сумел создать впечатление, будто жизнь начинает в нем пробуждаться: приподнимается голова, открываются глаза, подтягивается нога, простирается вперед рука, наполняются энергией мышцы, оживает все тело.

Фрагмент росписи (Сотворение Адама)
Фрагмент росписи (Сотворение Адама)

Микеланджело показывает человека сильного, мужественного, способного на великие дела. Человек здесь могуч и прекрасен, как бог.

Давид (1504)
Давид (1504)

Эта пятиметровая статуя стояла на центральной площади Флоренции и была символом свободы и независимости города.

В отличие от Давида, созданного Донателло, этот Давид изображен как мужественный воин перед сражением с врагом. Юноша полон боевой готовности. Состояние большого физического напряжения передается в образе героя. Он твердо стоит на земле, голова обращена в сторону врага, нахмурены брови, сжаты губы, тяжелые волосы нависли над грозным лбом. В одной руке сжат камень, в другой - праща. Еще мгновение - и он вложит камень в пращу, раскрутит ее и пустит во врага.

Чтобы показать необыкновенную силу Давида, Микеланджело делает его огромным, выявляет мышцы шеи рук, груди, ног. Грозная сила и уверенность в победе чувствуется во всем облике героя.

Джулиано Медичи (1520)
Джулиано Медичи (1520)

Это скульптура гробницы брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного. Джулиано Немурский, брат Лоренцо, хотя и числился папским полководцем, но значительно больше интересовался поэзией и искусством, был меланхоликом по своей натуре. Джулиано сидит с непокрытой головой, с жезлом на коленях, как полководец. Статуя символизирует собою гордость, гордость в его лице и шее, в разрухе его глаз, в очертаниях его носа, губ, волос. И вместе с тем вся фигура Джулиано выражает задумчивость, мечтательность.

Восставший раб (1516)
Восставший раб (1516)

Эта скульптура изображает сильного, прекрасного юношу, стремящегося разорвать путы. Страстный протест против порабощения и несломленная воля к победе переданы в сильных движениях тела и гордом выражении лица. А огромное, сверхчеловеческое напряжение мышц еще больше усиливает впечатление упорного стремления к свободе.

Скорчившийся мальчик (1522)
Скорчившийся мальчик (1522)

Эту скульптуру Микеланджело создал для надгробия. Это символ, в нем художник выразил сожаление человека об уходящей жизни и даже грядущее бекссмертие души не утешает его. После смерти душа стремится покинуть тело, и оно умирает. Душа освободится, но тело умирать не хочет, и между ними происходит борьба. Небольшая фигурка мальчика сжалась, тело умирает, а внутри него таится огромная внутренняя сила души, стремящаяся вырваться наружу.

Пьета (1504)
Пьета (1504)

Скульптурная группа из мрамора, изображающая Деву Марию в одеянии, в натуральную величину, с телом Христа на руках. Это Мать, вся нежность и боль которой устремлена лишь на сына, юного и прекрасного. Она видела его казнь, теперь держит у себя на коленях его безжизненное тело - вот высшая скорбь для материнского сердца. Ее прекрасное лицо дышит этой скорбью, но в нем нет отчаяния - гибель сына она воспринимает как предначертание судьбы. И горе ее - не личное, это горе всего человечества.

Пьета (фрагмент)
Пьета (фрагмент)
Пьета (фрагмент)
Пьета (фрагмент)
Моисей (1516)
Моисей (1516)

Статуя изображает образ святого Моисея, как вождя - мудрого, смелого, полного титанических сил, сильной воли. Микеланджело вложил в образ свою мечту о таком вожде, потому что только с такими качествами мог бы вождь объединить его страну, раздираемую на части.