Милле Жан Франсуа ( 1814 - 1875 )

Милле Жан Франсуа
Милле Жан Франсуа

И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.

В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей. Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу - без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению. Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.

Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой" барбизонской группы", получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.

Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник - реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир - основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу. Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты. Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы.

С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли ("Сеятель" 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины "Собирательницв колосьев",1857, "Анжелюс",1859.

Для живописи Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда при помощи объемности изображения и ровной цветовой гаммы.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины 19-го века.


Пейзаж с Христом и его учениками
Пейзаж с Христом и его учениками
"Анжелюс" (Вечерняя молитва)
"Анжелюс" (Вечерняя молитва)

Перед нами спускающийся вечер, последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста.

Приглушенная цветовая гамма составлена из мягких, гармонично составленных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов.

Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко выделяющиеся над линией горизонта, еще более усиливают эпическое звучание композиции.

"Анжелюс" - это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле.

Собирательницы колосьев (1857)
Собирательницы колосьев (1857)

Самое известное произведение Милле. Это печальная картина о бедности и печальном труде. На освещенном последними вечерними лучами солнца поле заканчивается жатва. Золотом сверкает собранный в копны, еще не увезенный с поля хлеб. Хлебом заполняют большую телегу, чтобы увезти его на ток. Вся эта картина, полная золотого хлеба, только что сжатого поля, создает настроение умиротворенности и покоя.

И, как бы в контрасте с этим довольством и покоем, на переднем плане картины изображены фигуры трех женщин, собирающих на сжатом поле редкие, оставшиеся колоски, чтобы намолотить из них хоть горсточку муки. Их натруженные спины тяжко согбены, огрубевшие пальцы рук с трудом захватывают тоненькие, хрупкие колоски. Неуклюжая одежда скрывает возраст, кажется, тяжкий труд и нужда сравняли и молодых, и старых. Художник использует в картине широкую гамму красок - от золотисто-коричневых до красновато-зеленых.

Взбивание масла (1866-1868)
Взбивание масла (1866-1868)
Женщина печет хлеб
Женщина печет хлеб
Заготовка хвороста
Заготовка хвороста
Кипятильник (1853-54)
Кипятильник.(1853-54)
Крестьянин с тачкой
Крестьянин с тачкой
Крестьянки с хворостом
Крестьянки с хворостом
Материнская забота (1854-1857)
Материнская забота (1854-1857)
Ночная охота на птиц (1874)
Ночная охота на птиц (1874)
Одуванчики. Пастель.
Одуванчики. Пастель.
Пастушка со своим стадом (1863)
Пастушка со своим стадом (1863)
Пейзаж итальянского побережья (1670)
Пейзаж итальянского побережья (1670)
Пильщики в лесу
Пильщики в лесу
Прачки на реке
Прачки на реке
Прививка дерева
Прививка дерева
Сельская ферма Тур
Сельская ферма Тур
Сеятель (1850)
Сеятель (1850)
Смерть и Лесоруб (1859)
Смерть и Лесоруб (1859)
Стирка
Стирка
Отдых
Отдых
Весенние вскапывание земли
Весеннее вскапывание земли
Крестьянка, стерегущая корову (1859)
Крестьянка, стерегущая корову (1859)
Пастушка гусей (1863)
Пастушка гусей (1863)
Полуденный отдых (1866)
Полуденный отдых (1866)
Теленок, рожденный в поле
Теленок, рожденный в поле
Урок вязяния
Урок вязяния
Посадка картофеля
Посадка картофеля
Человек с мотыгой
Человек с мотыгой

В отличие от образов высокой человечности, покоя, умиротворения, перед нами другой образ - здесь художник выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина.

Молодая женщина (1845)
Молодая женщина (1845)