Мунк Эдвард (1863 - 1944) (экспрессионизм)

Эдвард Мунк
Эдвард Мунк

Замечательный норвежский художник. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма. Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник "пропускал" через себя, очень индивидуально воспринимая их. Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в эти годы. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: "Крик", "У смертного одра", "Больная девочка", "Танец жизни". Все они основаны на личных переживаниях художника. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Так, известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения, и своего рода навязчивой идеей.

Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Ребенком он пережил и смерть матери. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк вырос в очень религиозной семье. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами - все это причудливо переплелось в его душе. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это было для него открытием. После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как "На следующий день", "Переходный возраст".

Мунк долгое время жил во Франции, в Германии, но постоянно наезжал в родную Норвегию, и именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. В 1892 году Мунк приехал в Берлин со своей выставкой, которая вызвала скандал, ее пришлось закрыть. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Здесь Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина картинах "Фриза" - это первая Женщина, это - Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она - средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза - такой перед нами предстает женщина в картинах "Мадонна", "Вампир", "Пепел".

Пейзаж в полотнах "Фриза жизни" - это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море - это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это - образ Моря; его лес - это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Образ человека - это лишенный защитной оболочки,обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. В картине "Крик" фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное "нечто". Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты.

Традиционные методы уже не могли помочь Мунку выразить эти ощущения, образы. И художник беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Так, он пишет зеленым лицо мужчины в картине "Ревность", деформирует фигуру человека в картине "Крик", которая считается первой европейской картиной в стиле экспрессионизма.


Вампир
Вампир
Вампир
Вампир
Вечер на улице Карла Юхана
Вечер на улице Карла Юхана
Гологофа (1900)
Голгофа (1900)
Две женщины (1893)
Две женщины (1893)
Девушка в чулках
Девушка в чулках
Девушка, сидящая на кровати (1884)
Девушка, сидящая на кровати (1884)
Девушки на мосту
Девушки на мосту
Дождь (1902)
Дождь (1902)
Крик
Крик
Летняя ночь (1889)
Летняя ночь (1889)
Лодки
Лодки
Мадонна (1894)
Мадонна (1894)
Меланхолия
Меланхолия
Мужчина и женщина (1894)
Мужчина и женщина (1894)
На другой день (1894)
На другой день (1894)
Нимфа (1896)
Нимфа (1896)
Плодородие (1902)
Плодородие (1902)
Расставание
Расставание
Ревность (1907)
Ревность (1907)
Тайна летней ночи (1892)
Тайна летней ночи (1892)
Танец жизни
Танец жизни
Темный закат
Темный закат
У смертного одра (1895)
У смертного одра (1895)
Убийца (1906)
Убийца (1906)
Больная девочка (1896)
Больная девочка (1896)
У постели больного (1897)
У постели больного (1897)