Никитин Иван Максимович (ок.1690-1741)

Портрет Петра I. И.Никитин.
Портрет Петра I. И.Никитин.

Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Необычна его биография. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» ( будущей Артиллерийской академии ). Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.


Портрет Головкина. Никитин И.М.
Портрет Головкина. Никитин И.М.

Это канцлер, сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке той эпохи. Благодаря его уму, расчетливости, ловкости, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран. Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность. В его спокойном лице с умными проницательными глазами переданы чувства собственного достоинства и гордость русского дипломата, несущего свою миссию на пользу государству.

Портрет напольного гетмана. Никитин И.М.
 Портрет напольного гетмана. Никитин И.М.

Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая позументами, чувствуется, что ему привычнее обстановка походов, нежели аудиенций. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали, испытующе смотрят из-под чуть воспаленных покрасневших век. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.

Петр I на смертном одре
Петр I на смертном одре
Портрет Екатерины I (1717)
Портрет Екатерины I (1717)
Портрет Елизаветы Петровны ребенком
Портрет Елизаветы Петровны ребенком
Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-24)
Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-24)
Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714)
Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714)
Портрет цесаревны Елизаветы Петровны
Портрет цесаревны Елизаветы Петровны