Петров - Водкин Кузьма Сергеевич (1878 - 1939)

Петров-Водкин К.С.
Петров-Водкин К.С.

Кузьма Петров-Водкин вышел из семьи волжского грузчика и учился в Московском Училище. Еще во время обучения был в Германии, занимался в мастерской Антона Ашбе. Завершив художественное образование в 1905 году у В.А.Серова, он еще раз ездил за границу, чтобы набраться впечатлений - в этот раз он охватил длинный маршрут - Турция, Греция, Италия, Северная Африка, Франция и Пиренеи.
Известность пришла к нему после возвращения в Россию и написания картины "Купание красного коня", которую он написал в духе древнерусской живописи.
С первых же дней Октябрьской революции Петров-Водкин принял активнейшее участие в мероприятих в области художественной культуры. Он вошел в комиссию по реорганизации Академии художеств, куда его затем пригласили в качестве профессора.
Художник исполнил крупные оформительские работы для украшения Петрограда к первой годовщине Советской власти. Петров-Водкин много полотен посвятил как революции, гражданской войне, так и политическим событиям в советской России. Изображал правдивые образы красноармейцев, а также писал и жанровые полотна. Историко-революционная тема в его сюжетах тесно связана с батальной.
Живопись Петрова-Водкина можно назвать как живопись будущего, и он был на этом пути первопроходцем.


Купание красного коня (1912)
Купание красного коня (1912)

Этот несложный жанровый сюжет заставил вспомнить древнерусскую живопись. Красный, а значит красивый (как на старинной иконе Георгия Победоносца) конь горделиво вступает в изумрудно-зеленую воду, и в сопоставлении с "огнедышащим" цветом его корпуса холодные тона водоема вызывают в зрителе особое чувство внутреннего освежения. Гибкое и в то же время хрупкое золотистое тело то ли юноши, то ли "отрока" вытянутых, как и у Дионисия, пропорций воспринимается символом молодости еще лишь только заявляющего о себе нового мира.
У холста "Купание красного коня" современники вспоминали поэтический образ блоковской "степной кобылицы", так же связывавшийся в ту пору с предчувствием близких великих перемен, уже ожидавших Россию. (Именно для того, чтобы показать, что речь идет о Руси, художник обратился в своей картине к традициям древнерусской иконописи).

Мальчики (1911)
Мальчики (1911)
Юность (поцелуй) (1913)
Юность (поцелуй) (1913)
Селедка (1918)
Селедка (1918)
Розовый натюрморт (1918)
Розовый натюрморт (1918)
1918 год в Петрограде (1920)
1918 год в Петрограде (1920)

На балконе дома изображена работница с ребенком в руках. Социальная тема осмысливается здесь через традиционный образ мадонны. Но художник стремится дать в картине приметы современности. Этому служит и красный платок на плече женщины, и детально написанный фон - улица революционного Петрограда, окна домов с разбитыми стеклами, группы людей, обсуждающие расклеенные на стенах первые декреты. И хотя в картине остается много условного и облик молодой матери с иконописным лицом еще близок типу средневековой мадонны, в этом произведении ощутима живая причастность к современности, стремление к ее философско-поэтическому постижению.

Полдень. Лето (1917)
Полдень. Лето (1917)
Мать
Мать
Скрипка (1921)
Скрипка (1921)
Натюрморт с самоваром (1920)
Натюрморт с самоваром (1920)
Первые шаги (1925)
Первые шаги (1925)
Первая демонстрация (1927) - семья рабочего в первую годовщину Октября.
Первая демонстрация (1927) - Семья рабочего в первую годовщину Октября
Тревога (1926)
Тревога (1926)
Девушка у окна (1928)
Девушка у окна (1928)
Смерть комиссара (1928)
Смерть комиссара (1928)

Это произведении осталось самым значительным в наследии художника. На переднем плане изображен сбитый пулей или осколком снаряда комиссар, который с помощью бросившегося к нему бойца пытается в горячке схватки встать, чтобы догнать атакующую колонну, но жизнь уже оставляет его. И о леденящем дыхании смерти словно бы говорит голубоватый тон, разлитый по всей картине. Это же настроение дополняет еще одна упавшая фигура чуть поодаль от переднего плана. Однако ощущение холода и оцепенелости, вносимое в колорит звучание голубого цвета, тут же разбивается мощной гаммой желто-зеленых, коричневых, черных и красных тонов.
"Смерть комиссара" - своеобразный живописный реквием, включающий и мотивы жизнеутверждения и выражения величия той идеи, во имя которых люди идут даже на гибель.
Художник так интересно расположил фигуры в пространстве, что взгляд зрителя сразу охватывает картину всю сразу, со всех сторон - снизу. сверху. Живописец изображает землю сферической, и такой прием показывает, что местом сражения как бы становится весь земной шар. А герои картины до конца, до последнего вздоха думают об одном - о своем высоком долге.