Поль Гоген (1848 - 1903)

Поль Гоген (1848 - 1903)

Гоген.Автопортрет (постимпрессионизм)

Жизнь французского художника Поля Гогена полна приключений. Он умел смело отказываться от уже приобретенного, найденного, вступать на новый путь поисков, упрямо преодолевать невзгоды, почти достигнув цели, снова пускаться на поиск неизведанного. При этом он сохранил главное: верность себе, своему таланту.

В молодости юнга на корабле, потом военный моряк, знакомый с экзотическими странами, в 23 года он служащий биржевой конторы. Вскоре женится и становится отцом пятерых детей, богатым преуспевающим дельцом. Жизнь сулит ему спокойное сытое существование среднего буржуа. Он коллекционирует картины импрессионистов. И только в этом возрасте начинает брать уроки рисования, делает первые робкие шаги в живописи, подражая Писсарро.

И вдруг в 1885 году, в тридцатипятилетнем возрасте, Гоген решительно порывает со всем прежним укладом жизни, покидает банк и всецело посвящает себя искусству. Вся его жизнь после этого - упорный труд, поиски идеала, своего живописного стиля. Отсутствие школы, влияний, поздняя профессионализация делают этот поиск необычайно трудным, но зато он приводит художника к самобытным результатам. Он отходит от импрессионизма с его зыбкостью, его влечет упрощенная материальная форма, декоративность, звучность цвета, нанося контур синей или черной линией, он заполняет его внутри ровным цветом, образующим красочное пятно.

Гоген оставляет жену, любимых детей, переезжает с места на место, с трудом сводя концы с концами. Живет в Руане, в Понт-Авене в Бретани, в Арле вместе с Ван Гогом, переезжает в Париж, и снова Бретань. И так до тех пор, пока не попадает на остров Таити в 1889 году. Здесь он открывает для себя мир Азии, мир Востока с его красочностью, с его созерцательностью и навсегда поселяется на островах Полинезии, лишь изредка наезжая в Европу.

Изображая таитян, их быт, их обычаи, религиозные обряды, он находит художественные приемы, позволяющие полнее передать своеобразный колорит островов, совсем особый, отличный от Европы ритм жизни. Его обнаженные таитянки полны естественности и покоя, вместе с тем в их позах - гогеновская экспрессивность, в композиции - напряжение и неожиданность. Если на картине несколько фигур, они изображены таким образом, что каждая существует сама по себе, в то же время они "общаются", они словно молча говорят друг с другом.

Глядя на яркие, радующие глаз картины таитянского цикла, трудно представить себе, что художник в это время голодал и бедствовал, что на колониальных островах царили нищета и болезни. Художник своей волей "преображает жизнь".

Возвратившись в 1893 году в Париж, Гоген получает наследство; дела его на какое-то время поправились, он получает мастерскую, работает, но, устроив свою выставку, художник не получает никакого признания. Через некоторое время, с трудом собрав деньги на дорогу, Гоген вновь уезжает на Таити. Снова труд, безденежье и отчаянье сменяют друг друга. Попытка покончить с собой и снова работа, работа, работа. Именно в эти годы были созданы наиболее известные его картины: "Королева красоты", "Жена короля", "Откуда мы приходим", "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем".

Конец жизни Гогена очень печален. В 1901 году он приехал на остров Доминик, построил там "дом радости". Но радости и гармонии в мире он так и не находит. Выступив в защиту местного населения против несправедливости, он вступает в конфликт с колониалными властями. Его приговаривают к тюрьме и огромному штрафу. Так и не опротестовав решение суда, отчаявшийся, тяжело больной Гоген умирает.


Манао тупапау ( Мысль или Вера в привидение)


Юная туземная женщина лежит плашмя на животе. Ее испуганное лицо видно только отчасти. Она покоится на ложе, закрытом синей повязкой и хромово-желтой материей. На красно-фиолетевом фоне разбросаны цветы, словно электрические искры, и возле кровати стоит странная фигура. Это привидение, которое испугання девушка представляет себе.

Набедренная повязка играет очень важную роль в жизни полинезийки, и художник превращает ее в нижнюю простыню. Лубяная материя остается желтой. Желтый цвет является неожиданным для зрителя и создает иллюзию, будто сцена освещена лампой. Фон должен пугать, для этого лучше всего подходит фиолетовый цвет.

Что может быть на уме у молодой туземки?.. Она боится. Она боится тупапау (дух покойника). Туземцы очень боятся привидений и на ночь они не выйдут из дома без фонаря, да и с фонарем боятся выходить в одиночку.

Эта картина написана в самое счастливое для художника время на Таити - в свой медовый месяц. Это портрет его юной жены, таитянки Техааманы. Вот какова история полотна.

Художник уехал в город и обещал вечером вернуться, но дилижанс, на котором он ехал, сломался и Гоген шел домой пешком. Пришел только в час ночи. Масло в лампе кончилось, и она погасла. В комнате царил мрак. Художник чиркнул спичкой и увидел жену. Голая, оцепеневшая от страха, она дежала ничком на кровати. Гоген как мог успокаивал ее, но она его отчитала как истая таитянка: "Никогда больше не оставляй меня без света! И что ты там делал в городе? Конечно, проводил время с женщинами?.." Гоген ничего не ответил, лишь ласково ее обнял.

После этого родилась самая прекрасная картина Гогена.



Женщина, держащая плод (1893)


Это одна из первых таитянских картин. Смуглое тело таитянки передано немеренно плоскостно, силуэт очерчен простым и цельным контуром, поза неподвижна, черты лица застыли. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над ее головой, а сама она - лишь неотъемлимая часть этой вечной природы. Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет не так, как видит человеческий глаз, а как он сам хочет увидеть это в природе. Реальную природу он превращает в декоративный красочный узор.

А ты ревнуешь? (1892)




Больше никогда (1897 )




Бретонская женщина и гусь в воде




Брод (1901)




Что нового?




Цветы и кошки




День Богов (1894)




Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем? (1897)




Месяц Марии (1899)




Отахи одна (1893)




Озорная шутка




Подсолнечники




Поля




Ранний вечер (1892)




Сцена из жизни таитян (1896)




Таитянки на пляже (1892)




Таитянская пастораль.




Таитянская пастораль (1898)




У моря




Вайрумати (1897)




Вечерние первоцветы в вазе




Жена короля (1896)