Поль Сезанн ( 1839 - 1906 )

Поль Сезан  (постимпрессионизм)
Поль Сезан (постимпрессионизм)

Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г.Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже, и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.

Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени "ученик Писсарро", отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами. Художник стремился создать искусство "более правильное", чем искусство импрессионистов. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В разнообразии природных форм он угадывал основные геометирческие фигуры - шар, цилиндр, конус и т.п. И человеческая голова, и яблоко напоминали о шаре. Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Так, стремясь как можно точнее передать неизменную сущность природы, Сезанн все-таки искажал ее видимые формы. Сам он так писал о своей живописи:"Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты".

Сезанн писал портреты, пейзажи, натюрморты, очень редко - сюжетные картины, у него нет картин сложного содержания. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах трудно определить, какие фрукты изображены, а на портретах - не понять, в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность, ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.

Сезанна долго не понимали, и только под конец жизни Сезанну довелось завоевать признание и понимание.


Вид на Эстак в окрестностях Марселя (1857). Поль Сезан
Вид на Эстак в окрестностях Марселя (1857). Поль Сезан
Дома вдоль улицы (1881). Поль Сезан
Дома вдоль улицы (1881). Поль Сезан
Железнодорожная выемка (1879). Поль Сезан
Железнодорожная выемка (1879). Поль Сезан
Завод в Эстаке. Поль Сезан
Завод в Эстаке. Поль Сезан
Отражения на воде (1890). Поль Сезан
Отражения на воде (1890). Поль Сезан
Полдень в Неаполе (1877). Поль Сезан
Полдень в Неаполе (1877). Поль Сезан
Фруктовый сад в Понтуазе (1877). Поль Сезан
Фруктовый сад в Понтуазе (1877). Поль Сезан
Черный замок за деревьями (1895). Поль Сезан
Черный замок за деревьями  (1895). Поль Сезан
Мадам Сезанн в красном кресле (1873). Поль Сезан
Мадам Сезанн в красном кресле (1873). Поль Сезан
Шато Нуар (1904). Поль Сезан
Шато Нуар (1904). Поль Сезан
Натюрморт с яблоками. Поль Сезан
Натюрморт с яблоками. Поль Сезан
Бухта в Эстаке (1857). Поль Сезан
Бухта в Эстаке (1857). Поль Сезан
Арлекин (1890). Поль Сезан
Арлекин (1890). Поль Сезан
Гора Сент-Виктория (1890). Поль Сезан
Гора Сент-Виктория (1890). Поль Сезан
Натюрморт с яблоками и первоцветами (1890). Поль Сезан
Натюрморт с яблоками и первоцветами (1890). Поль Сезан
Гора Сент-Виктуар (1882). Поль Сезан
Гора Сент-Виктуар (1882). Поль Сезан