Романское искусство

Замок в романском стиле
Замок в романском стиле

Эпоха, наступившая после 476 года, времени падения Римской империи, называется эпохой с р е д н е в е к о в ь я. Она продолжалась более тысячи лет. Эта эпоха была начата с разрушения варварами а н т и ч н о й культуры. И потребовались столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира.

В X веке в Западной Европе сложился большой стиль в искусстве, который был назван р о м а н с к и м. В это суровое время , полное междуусобных войн, Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств. На землях бывшего Франкского государства стали складываться три новых нации — французы, немцы и итальянцы. Городов было мало, ремесло и торговля находились на низком уровне. Все необходимое изготовлялось на месте — в феодальном замке или деревенском доме.

И все же в западной Европе была одна богатая и влиятельная сила — христианская церковь во главе с папой римским. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское искусство связано с христианской церковью, потому что других заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было. Однако, постепенно развивались ремесла, торговля, и в 11 — 12 веках все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. В эту эпоху складывается тип феодального замка. Как правило, замок ставили на возвышенном месте, удобном для обороны и наблюдения, он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Основное жилище феодала — главная башня -донжон — нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. Церкви жеставили всегда в центре города.


Замок феодала
Замок феодала

Наиболее ярко романский стиль выражен именно в архитектуре храмов. Строители того времени создали совершенно самобытный архитектурный стиль. Главным признаком романского стиля является к р у г л а я а р к а, которая встречается повсеместно — над оконными и дверными проемами и во многих других частях постройки. Церкви строили в форме базилики. Б а з и л и к а — это продолговатое здание, состоящее из трех или более вытянутых помещений — н е ф о в. Причем средний неф выше остальных и имеетотдельную крышу.

Храм в романском стиле
Храм в романском стиле
Храм из трех нефов
Храм из трех нефов

Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. Форма башен была иногда круглой, иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой. Нефы были перекрыты тяжелыми сводами, и чтобы удержать такую массу камня, колонны, на которые они опирались, были очень крепкими, толстыми. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Поэтому романские церкви — массивные, с толстыми каменными стенами, выглядели грозной, тяжеловесной, каменной глыбой. Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков. В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение.

Романский витраж
Романский витраж
Соединение зданий с башнями
Соединение зданий с башнями
Романский замок - крепость, окруженный водой.
Романский замок - крепость, окруженный водой.
Арки и колонны в романском храме
Арки и колонны в романском храме
Массивный романский замок
Массивный романский замок

Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура. В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых. Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Хотя в основном изображались в скульптуре чудесные, поучительные или устрашающие события из священного писания, среди них попадаются и чисто бытовые сцены, иногда даже немного смешные. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Романские скульпторы не стремились точно подражать природе, их главной задачей было передать переживания верующих.

Бегство Святого семейства в Египет. Рельеф
Бегство Святого семейства в Египет. Рельеф
Романский витраж
Романский витраж
Немецкая рельефная скульптура
Немецкая рельефная скульптура
Романская рельефная скульптура
Романская рельефная скульптура