Русская живопись 18-го века. Портретная живопись.

Г. Островский. Портрет неизвестной.
Г. Островский. Портрет неизвестной.

Восемнадцатый век в искусстве также часто называют веком портрета. Парсуны появились впервые на Руси уже в начале 17-го века. Они запечатлевали русских царей и цариц, их приближенных. В парсуне сочетаются иконописные приемы с попыткой передать точное сходство с моделью. Парсунные портреты в провинциях были популярны вплоть до 18-го века.

Одним из известных мастеров парсуны является Григорий Островский.


Портрет А. К. Катенина. Г. Островский
Портрет А. К. Катенина. Г. Островский

Это портрет Анны Сергеевны Лермонтовой — дочери предводителя дворянства из города Солигалича Костромского уезда — Сергея Михайловича Лермонтова. Она являлась родственницей поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по отцовской линии.

На картине девочка изображена в возрасте 5 лет, однако пышная одежда и украшения превращают юную девочку в маленькую даму, что так непривычно нашему глазу. Мы видим открытые яркие сочетания красок — Островский так тонко чувствовал их игру. Видим украшения, написанные умелой рукой, любовно отшлифованные кистью камни и сережки, живо переданную фактуру ткани. Все детали сливаются в единый образ, гармоничный, неповторимый и оригинальный.

Портрет А. С. Лермонтовой. Г. Островский
Портрет А. С. Лермонтовой. Г. Островский

Мастера первой половины 18-го века в основном работали над портретом. Художники стремились показать прежде всего достойного представителя дворянского сословия. Поэтому их писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, в театрализованной позе, на фоне богатых декораций, говорящих о высоком общественном положении натурщика.

Во 2-й половине 18-го века начал развиваться интимный, психологический портрет. В противоположность парадному, интимный портрет стремится запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Задача заключается в том, чтобы наряду с точным обликом человека передать его характер, его настроение, дать оценку личности, например, портрет Некрасова, кисти Крамского.

Ко 2-й половине 18-го века Россия, отойдя от изживших себя форм средневековой культуры, вступила на общий с европейскими странами путь духовного развития. Портретная живопись в 18 веке достигла высокого расцвета. В это время жили и творили такие художники-портретисты, как Никитин, Матвеев, Вишняков, Аргунов, Антропов. Но особенно следует выделить крупнейших художников — Рокотова, Левицкого и Боровиковского.

И. Крамской. Портрет А. Н. Некрасова.
И. Крамской. Портрет А. Н. Некрасова.