Рябушкин Андрей Петрович ( 1861 - 1904)

Рябушкин Андрей Петрович ( 1861 - 1904)

А. П. Рябушкин (реализм)

Самобытный русский художник, писавший в духе реализма, обращался преимущественно к житейскому укладу древней Московской Руси, совмещая бытовую и историческую темы.

Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском Тамбовской губернии. Отец и старший сын художника были иконописцами, и Андрей помогал им в этом. Учился Рябушкин в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А осенью 1882 года он поступил в Академию художеств, где проучился до 1890 года.

Рябушкин всю свою жизнь писал на темы из жизни русского народа, сумел вникнуть в глубину русской истории, понять художественные ценности, созданные русским народом. Он в совершенстве переносил на полотно знание русского костюма, красоту и самобытность русской архитектуры, древней живописи. Также он был известным иллюстратором.

Как и Максимов, предшественник Рябушкина в изображении деревенской тематики, Рябушкин всегда стремился жить в деревне. В 1904 году он умер от тяжелой болезни в своем маленьком домике в деревне.


Чаепитие (1903)


Наиболее глубокое полотно Рябушкина на тему крестьянской жизни. Это совсем небольшая картина, но производит впечатление поистине неотразимое.

Композиция картины фронтальная. Стол расположен на всю длину ее, он накрыт белой скатертью, за столом совершается священнодействие чаепития. Все лица глубоко серьезны, с важностью и достоинством предаются они этому почти ритуальному занятию. Здесь можно без труда установить родственные связи и социальное положение всех персонажей.

Старик с седой бородой, зябкий и тепло одетый, уже чувствует себя наполовину отрешенным от жизни. В центре младший сын и его жена. Они настоящие хозяева. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата. Недаром в их разговор прислушиваются слуги. Замечательно написано лицо молодой женщины - жены младшего брата. Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство. Это особенно бросается в глаза по сравнению со старым отцом, мягкий и уступчивый характер которого и позволил занять место хозяина младшему сыну. За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Он чувствует себя между двух огней - стариком, который помог ему выбиться в люди, и молодой хозяйкой, которой надо угождать. Он держит в руках бутылку с вином.

Сцена изображает состоятельную крестьянскую семью, где-нибудь в окрестностях большого города.



Едут


Картина написана под впечатлением от фресковой живописи, которую Рябушкин рассматривал в церквях Новгорода, Поволжья, Ярославля.

На ней изображены тесно прижатые друг к другу люди. Впереди - охрана, по-видимому, стрелецкая, с алебардами, в нарядных кафтанах и добротных сапогах. Они охраняют дорогу от толпы, которая теснится сзади. Очевидно, по улице должен проехать царский поезд, о чем знают жители. Картина имеет необычный вертикальный формат и композицию, которая подчеркнута тремя фигурами стрельцов на первом плане. Дальше стоит народ, ожидающий увидеть любопытное зрелище.

Художнику удалось показать разные типы русских людей. Колорит картины напоминает древнерусские фрески: преобладают большие плоскости зеленого, светло-желтого и красного цветов.



Эсфирь перед Артаксерксом


Сюжет отражает библейскую историю о том, как жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь просила милости у царя и мужа к иудейскому народу, который задумал истребить любимец царя. царедворец Аман. Артаксеркс не знал, что его жена тоже принадлежала к иудеям. Эсфирь оделась в лучшие одежды и во всем блеске своей красоты и молодости, без приглашения пришла к повелителю просить его не истреблять иудейский народ. Царь сидел на царском троне и грозно посмотрел на свою жену, посмевшую явиться к нему без зова. Эсфирь от страха потеряла сознание, царь бросился к ней и коснулся ее своим жезлом. А это означало ее неприкосновенность и милость от царя. Когда царица очнулась, она поведала о своем происхождении из пленных евреев, переселенных с родины еще вавилонским царем Навуходоносором и высказала свою просьбу о помиловании иудейского народа, Артаксеркс не только подписал указ о помиловании евреев во всем обширном царстве, но и дал им право защищаться и расправляться с врагами. В память о Эсфири, спасшей свой народ, был установлен праздник Пургим.

Московская улица 17-го века в праздничный день(1896)


После проливного дождя московская улица превратилась в речку с бурно несущимся потоком воды и грязи. Через этот поток по скользким бревнышкам перебираются на другую сторону улицы пешеходы, подобрав повыше подолы своих одежд. На первом плане картины изображена молодая женщина в белом платке, осторожно ступающая по мосткам. Ее длинная одежда застегнута на большие пуговицы, и этим ярким рядом светлых пятен обозначена ее гибкая движущаяся фигура.

Рябушкин всегда придавал большое значение одеждам, изучал русский старинный костюм.

Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей особенной национальной красотой. В глубине виднеется фигура боярина, с превеликой важностью сидящего на вороном коне. Рядом другой всадник, который, видимо, устраняет пешеходов, мешающих движению начальства. И действительно, громоздкая, нелепая фигура такого пешехода в глубине картины старается поскорее добраться до сухого места, и его встречает веселый смех людей, уже стоящих на суше. На левой стороне целая группа беседующих между собой людей. Совсем справа в этой группе, лицом к зрителю, стоит, с притворной скромностью опустив долу очи, молодая красавица, нарядная, набеленная и насурмленная. Правее, на столбике, укреплен четырехгранный киотец с иконами. За столбик ухватился молодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязи. Под киотцом сидит нищий с профессиональным жалостным лицом. Фоном картины являются многочисленные здания - храм с шатровой колокольней и рядом служебные постройки какой-то богатой усадьбы.

Картина написана с необыкновенным знанием быта и облика людей 17-го века, она воссоздает живую городскую сцену, характерную для той эпохи.



Ноев ковчег (1882)


Бог решил наказать людей за грехи, за злодеяния, за нарушение божьих заповедей...И задумал он напустить на землю большую воду, такую большую, что все живущие на земле погибнут в мучениях. Но среди нечестивых людей остались благоверные - Ной и его семейство, они не должны погибнуть. Чтобы спастись от потопа, Ной должен построить огромный ковчег. Под руководством Бога Ной с сыновьями из бревен и досок построил большой, прочный ковчег. Господь повелел взять в ковчег животных, и птиц, и пресмыкающихся - всех по паре, мужского и женского рода. Когда ковчег был построен, Бог стал лить воду сорок дней и ночей. Все живое на земле умерло, остались живы лишь Ной с семейством и животными. Когда вода перестала изливаться, ковчег остановился у Араратских гор. Ной выпустил голубя, и он вернулся с листом масличного дерева. Значит, вода спала. После многодневного пребывания в ковчеге все семейство с животными вышло на твердую землю. И велел Бог разойтись всем по земле, плодиться и размножаться. Художник изобразил тот момент, когда в ковчег прилетел голубь и все с надеждой обратили свое внимание в его сторону.

Петр Великий ...


Петр I перевозит в ботике через Неву императрицу Екатерину Алексеевну , князя Меншикова, адмирала Головина, канцлера Головкина и кабинет-секретаря Макарова.

Поклон с красного крыльца


В мае 1896 года состоялась коронация императора российского Николая II и его жены Александры Федоровны. Это событие поражало современников своим великолепием, роскошью, размахом. Но особенно запомнилась коронация царя трагическим событием, которое потом называли почти мистическим. 18 мая на Ходынском поле собралась огромная толпа людей, чтобы приветствовать царя. Было приготовлено угощение, к которому стремительно двинулась толпа в несколько сот тысяч человек и смяла множество людей. В итоге из-за давки погибли и получили тяжелое увечье почти 3000 человек.

Потешные Петра I в кружале (1882)


Первое историческое полотно Рябушкина. В глубине картины, являясь ее психологическим центром, сидит молодой потешный и с демонстративно независимым видом курит длиннейшую трубку. Он прислонился к деревянному столбу и всей своей позой подчеркивает, что он стойко выдержит любопытство и неприязнь окружающих. Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные без шапок. Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший ему какой-то, вероятно, каверзный вопрос. Все другие ждут, что будет дальше. Сюжет картины не совсем ясен, но несомненно, что в этом полотне художник хотел показать тот разлад в среде русских людей, который был вызван реформаторской деятельностью Петра.

Семья купца в 17-м веке (1897)


Перед нами характерная семья из старинного московского купечества. Глава семьи, брюнет с окладистой бородой в богатом костюме, сидит, широко расставив ноги, обутые в сафьяновые яркие сапоги. Справа от него, чуть отклонившись, сидит его жена с маленьким мальчиком на коленях. Она тоже очень богато одета. Лицо ее совершенно невыразительно, оно сохраняет важную неподвижность. Еще правее стоит девочка-подросток, с белокурыми мягкими волосами, падающими на плечи, в левой руке она держит куклу, чем подчеркнут ее ребяческий возраст. В левой части картины изображена молодая девушка, и ее лицо, как и лицо самого купца, наделено яркими выразительными чертами. Она знает себе цену и бережно несет свое достоинство и красоту.

Все фигуры расположены в одной плоскости, связанные между собой. лишь последняя как бы отклонилась от остальных.

Картина очень ценна тем, что дает реальное представление о жизни и быте купцов того времени, их одежде, их нравах.



Свадебный поезд в Москве (1901)


Это самая интересная и самая поэтическая картина Рябушкина, воспроизводящая далекий 17-й век.

Ранней весной в предвечерний час по московской улице проносится, искрясь и сверкая, свадебный поезд. Лучи солнца догорают на главах церквей и крышах домов, свечками поднимается дым из труб, и природа медленно погружается в тихий вечерний сон. В проулок видна основная часть яркой многолюдной процессии.

Только нарядная девушка, чья фигура красиво выделяется на темно-сером фоне сарая, стремится скорее уйти, чтобы не видеть этой свадьбы. Жест ее руки, сжимающей платок, решительная походка, выражение затаенной скорби во всем облике девушки противопоставлены общей радости. По-видимому, соперница перешла ее дорогу, и милый ее сердцу женится на другой...

Образ девушки подчеркивается молодой березкой у забора и белыми тонкими стволами берез вдали. Художник сумел показать пробуждение природы от зимней спячки и наступление тихого вечера. Человеческая радость и душевное страдание - вот главное содержание картины.



В деревне. К обедне.


Поздняя осень, полдень. По деревенской улице спешит в церковь к обедне молодая женщина. Она прижимает к груди маленький узелок с подаянием для нищих. Лицо женщины с нахмуренными бровями выражает озабоченность какими-то своими проблемами. О чем она хочет просить Бога, для кого надеется выпросить у Него милости? Хмурая, осенняя погода, слякоть под ногами, скупой колорит картины созвучны настроению женщины.

Втерся парень в хоровод, ну старуха охать.


К концу жизни художника все больше интересовала современная крестьянская жизнь, ее быт, обычаи.

Вот парень, очевидно, разорвал цепь девичьего хоровода. На него не то вопросительно, не то укоризненно смотрит девушка, стоящая от него налево. Из-за спины парня смотрят глаза другой девицы, но выражение лица ее трудно понять, оно скрыто плечом парня. Все другие видны со спины. А парень смотрит на одну из них, ради которой он и затеял все это бесчинство. Чуть дальше несколько мужских фигур, а справа - беззубая и горбоносая старуха, которая осуждает парня и заранее охает, предчувствуя беду.

В неподвижных фигурах деревенских девушек, в их узорчатых сарафанах, платочках и гладких рукавах кофт виден чинный, стойкий уклад, нарушенный необычным, неприличным по тем временам поведением молодого парня.



Диакон (1888)




Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии




Михайловская улица в Новгороде




Московская девушка 17-го века (1903)




На гулянке




Ожидают выхода царя




Пир богатырей у ласкового князя Владимира




Русские женщины 17-го столетия в церкви




Воскресный день




Зима