Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 - 1897)

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 - 1897)

Саврасов Алексей Кондратьевич

Алексей Кондратьевич Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы, он сыграл выдающуюся роль в истории русской пейзажной живописи. Художник поднял пейзажную живопись на огромную высоту, завоевал ей широкое общественное признание. Саврасов первым сумел показать прелесть простого русского пейзажа, его бесхитростную красоту, в то время, как официальное искусство по-прежнему стремилось к идеализированному, приглаженному, в основном, западноевропейскому, пейзажу. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в семье московского купца. Любовь к искусству у него проявилась в детстве, он в 12 лет копировал романтические пейзажи известных художников. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника, а позже за представленные в Совет Академии художеств два пейзажа, написанные в окрестностях Ораниенбаума, был удостоен звания академика.

В своих первых пейзажах Саврасов тяготел к романтическому изображению природы, но увлечение романтизмом длилось не долго. Все больше художнику хотелось полнее отразить реальный мир природы.

В 70-х годах Саврасов активно занимается преподавательской деятельностью. Основа его преподавания - работа с учениками на природе, на натуре. "Изучайте и чувствуйте", - внушал он молодым художникам.

В последние десятилетия 19-го века жизнь и творчество Саврасова пошли на спад. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы он жил в абсолютной нищете и умер одиноким, тяжело больным человеком в больнице для бедных.

Значение Саврасова в истории русского пейзажа трудно переоценить. Он начинает собой блестящую страницу пейзажной живописи второй половины 19-го века. Его картины наполнены волнующим лирическим чувством. Бесконечная любовь Саврасова к родной земле, такая живая, восторженная, служила постоянным источником творческого вдохновения. Как никто другой до него чувствовал Саврасов задушевную красоту скромной русской природы. Этим он и обогатил русскую пейзажную живопись, открыв перед ней новые горизонты.


Дворик. Зима.


В этой картине художник воплотил трогательное внимание к подробностям жизни природы, любовь и поразительную способность к передаче малейших оттенков весеннего настроения. В легкой, свободной манере, и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой и пасмурной предвесенней оттепели, и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.

Грачи прилетели (1871)


Задворки села, сараи, наполовину скрытые забором, старая церквушка с шатровой колокольней, корявые березы, усеянные грачиными гнездами, талый посеревший снег. Пейзаж, типичный для средней полосы России, скромный, непритязательный, чуть грустный и очень задушевный.

Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Подули теплые ветры, в полях почти стаял снег, обнажилась темно-бурая, напитавшаяся влагой земля, потемнел оставшийся в затишье снег. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Еще нет ослепительного солнца, почки только начинают набухать, небо затянуто свинцово-белыми облаками. Дышится легко и свободно! Сдержанная гамма бело-голубых и серо-коричневых тонов созвучна с неприметной прелестью простого и скромного пейзажа.

Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.
Грачей прилетные стада кричат и весело, и важно.
Меж круглых, рыхлых облаков невинно небо голубеет
И солнце ласковое греет в затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо! Как в забытьи каком стоишь
И слышишь прелый запах сада, и теплый запах старых крыш.

(Ф.Тютчев)



Пейзаж с рекой и рыбаком (1859)


Саврасов стремится здесь создать широкий пейзажный вид и в нем передать тихую прелесть простой, скромной среднерусской природы. Неяркие, нежные краски пейзажа, слегка тронутые золотистым светом восходящего солнца, высокое светлое небо с тающими в нем облачками, прзрачная голубизна далей, голубая гладь реки с отражающимися в ней деревьями, смягченные очертания ее берегов, поросших лесом, - все выражает гармонию и покой раннего утра. Художник включает здесь фигуру крестьянина-рыбака, возвращающегося с рыбной ловли - этим он показывает природу, окружающую человека в его повседневной жизни, обжитую им.

Рожь (1881)


Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена.

Художник изображает ржаное поле перед бурей, он вкладывает в картину свои чувства, тревогу, переживания, которые переполняли Саврасова тогда.

Рожь замерла в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться тяжелыми каплями. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Ржаное поле выглядит мрачным, хотя сама рожь ярко светится, склоняясь под ветром, не в силах ему протвостоять и не желая такого покорства. Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Хочется верить, что ветер пронесет непогоду мимо, но туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает, к горизонту расползается тень, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека.

Картина вызывает большую тревогу, мрачное уныние, предчувствие буйной, неуправляемой стихии.



Проселок (1873)


Очень простой, незамысловатый и даже как будто неприглядный пейзаж. Только размытая дождем проезжая дорога, старые ветлы у ее обочины и широко раскинувшиеся вдали поля спелых хлебов. Крайне скупое изображение. Но здесь привлекают зрителя не многозначительные детали, а краски природы, бесконечно разнообразные в своих оттенках, сама фактура мазка художника - то густая, вязкая (в изображении глинистой почвы), а то порывистая, легкая (в кроне деревьев).

Луч солнца, брызнувший из-за туч, словно оживил всю природу, Засверкали чистые, омытые дождем, краски пейзажа. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Отблески неба с опаловыми облаками превратили мокрую землю со стоячими лужами в красочное месиво, переливающееся многоцветными оттенками. В симфонию красно-коричневых, серебристых, жемчужно-голубых, серо-стальных, золотисто-палевых, кофейных и кое-где даже розовых тонов вплетается малахитовая зелень травы. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба.

Картина "Проселок" демонстрирует высокое живописное мастерство Саврасова. Художник открыл зрителю душу русской природы, ее сокровенную прелесть, поэтичность, бесконечно богатый мир ее красок, полный захватывающей красоты и гармонии.



Сельский вид (1867)


Здесь изображены пасека и старик-пасечник, склонившийся над дымящимися угольями, шалаш и деревенька с соломенными крышами. Для художника здесь самым важным является то, что объектом эстетического переживания является самый непритязательный пейзажный мотив, природа, обжитая человеком, в ее повседневном, будничном облике. Сколько трогательной красоты и поэзии в этих осыпанных розовыми цветами яблонях, молодых березках, одетых первой зеленью, пушистом светло-зеленом ковре недавно выступившей травы. Как чист и прозрачен воздух, как широки просторы полей, весенний разлив голубой реки.

Вид на Кремль в ненастную погоду (1851)


Это одно из своих первых произведений, в которых он еще тяготеет к романтизму. Небо в картине затянуто клубящимися облаками. резкие порывы ветра, контрасты света и теней, бурное движение, которым пронизан пейзаж, - во всем видно стремление показать действие стихийных сил природы, придать пейзажу патетическое звучание. Но Саврасов дополняет картину бытовыми деталями - совсем не романтические шалаш и женщина с ведром усиливают ее правдивое звучание.

Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)


Изображение в картине сильно приближено к зрителю. Детально выписана мшистая поверхность валунов, хорошо передана их объемность, прорисованы змеящиеся по земле корни спиленного дерева, стебли трав. Первый план погружен в тень, а поляна поодаль залита солнцем. Красиво выделяется пронизанное солнечным светом кружево листвы старого дуба, распростершего свои ветви над поляной. Вдалеке синеет море.

Летний день. Куры на задворках (1874)




Лосиный остров в Сокольниках




Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854)




Оттепель




Радуга (1875)