Серов Валентин Александрович (1865 - 1911)

Серов В.А.
Серов В.А.

Валентин Александрович Серов - один из крупнейших художников-реалистов рубежа 19-20 веков. Выдающийся мастер портрета, великолепный рисовальщик и живописец, он создал замечательные произведения в различных жанрах живописи и графики.

Произведения художника полны гуманизма, жизненной правды, они излучают поэзию, они наполнены волшебной гармонии света и цвета, они утверждают красоту и духовное совершенство человека.

Серов родился в музыкальной семье, его отец - известный русский композитор А.Н.Серов, мать - пианистка. Поэтому увлеченность искусством, безукоризненный художественный вкус были привиты Серову с детства.

Огромное влияние на творчество художника оказал Репин, у которого он учился с девяти лет. Мальчик изумлял Репина редкой одаренностью, необычайной наблюдательностью, недетской серьезностью и огромным трудолюбием. Также большое влияние на развитие Серова-художника оказало частое пребывание в "Абрамцево", среди выдающихся художников, писателей, музыкантов, составляющих известный "абрамцевский кружок" С.И.Мамонтова.

Художник пишет в основном портреты и пейзажи. При написании портрета Серов сначала внимательно изучал характер человека, его особенности и затем в портрете заострял одну, наиболее яркую черту характера и облика модели.

Однако, на протяжении всей жизни Серов создал огромное количество произведений в различных жанрах: кроме портретов и пейзажей, он работал в исторической живописи, в политической и иллюстративной графике, создал произведения театрально-декорационного искусства.

Деятельность Серова была широко разносторонней. Он был членом Совета Третьяковской галереи, двенадцать лет преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.

Серов умер в расцвете творческих сил, в 46 лет от паралича сердца.

Очень верно сказал И.Репин о Серове-художнике в своей книге "Далекое близкое": "Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем более вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования."


Анна Павлова в балете "Сильфиды" (1909)
Анна Павлова в балете "Сильфиды" (1909)
А.С. Пушкин на садовой скамейке (1899)
А.С. Пушкин на садовой скамейке (1899)

С интересом и вниманием изучает Серов поэзию и жизнь Пушкина и создает впечатляющий образ вдохновенного русского поэта. Таков "Пушкин в парке на садовой скамейке", написанный акварелью почти без цвета, в двух тонах (монохромно). Здесь Серов передает и образ поздней осени, и творческое состояние поэта.

Баба в телеге (1896)
Баба в телеге (1896)

Серов всегда понимал суровую правду повседневной деревенской жизни. После вступления в Товарищество передвижных выставок художник стал особенно пристально вникать в жизнь простых крестьян и переносить эти нехитрые сюжеты на полотно.
Мотив дороги, по которой плетется деревенская лошадка, часто появляется в картинах Серова. В нем есть что-то щемящее, что-то очень родное. Летний серый, совсем не солнечный день рождает настроение одиночества, а скупая деревенская природа подчеркивает печальное безмолвие.
Опуская лишние детали, предельно упрощая сюжет, художник добивается монументальности впечатления этого совсем небольшого холста.

Баба с лошадью (1898)
Баба с лошадью (1898)

Перед вами - образ яркой и крепкой деревенской красоты. Русская женщина - "...коней на скаку остановит, в горящую избу войдет!.." Эта женщина точно ни у кого не будет просить милости, она все умеет сама!
Добродушная красавица в ярком платке с широким русским лицом и белозубой улыбкой явно позирует художнику. Рядом - лохматая смирная лошадка. Сверкает белый снег на земле и крыше сарая, кажется, даже чувствуешь бодрящий запах зимнего дня.

Девочка с персиками (1887)
Девочка с персиками (1887)

Перед нами портрет дочери известного мецената С.И.Мамонтова - Веры Мамонтовой.

Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Видно, что каждую вещь художник писал с нежным чувством, что все в этом доме хорошо знакомо и мило его сердцу. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Непосредственная, бойкая и живая, Верочка, кажется, ненадолго забежала в комнату, чтобы взять персик, и лишь присела, готовая снова убежать. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. От нее веет здоровьем, безмятежностью.

Краски в картине чисты и светлы, как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, белый простенок с такой же белой майоликовой тарелкой на нем, солнечная зелень старого сада за окном - все это оттеняется глубокими коричневыми тонами спинок стульев и каштановых волос Веры и ее синим бантом.

Картина дает ощущение воздуха,чистоты, свежести и молодости.

Девушка, освещенная солнцем (1888)
Девушка, освещенная солнцем (1888)

Картина написана в усадьбе Домотканово в Тверской губернии. Позировала Серову его двоюродная сестра. Этот портрет перерос в картину, воссоздающую обобщенный образ светлой юности. Как много в картине света и воздуха, как чудесна игра солнечных лучей, прозрачных теней и легких оттенков - зеленоватой листвы и голубоватого неба! Звучный и светлый колорит картины выражает ее жизнеутверждающую красоту.

Дети на взморье (1899)
Дети на взморье (1899)

Один из самых известных и обаятельных детских портретов Серова. Это сыновья художника - Саша и Юра Серовы. Они изображены на веранде дачи неподалеку от Финского залива.
Портрет-картина. Серый день. Ветер. Серебристые тона балтийского морского пейзажа. На первом плане, крупно: два мальчика в одинаковых бело-синих костюмчиках, облокотясь на деревянные перила, смотрят на бегущую массу воды. Как выразительны этот суровый пейзаж и притихшие дети, сколько в них именно детской непосредственности, особенно в фигурке младшего, который смотрит, полуобернувшись, исподлобья на зрителя!
Картина вызывает какое-то волнующее и тревожно-романтическое настроение.

Зима в Абрамцево. Церковь. (1886)
Зима в Абрамцево. Церковь. (1886)
Заросший пруд. Домотканово. (1888)
Заросший пруд. Домотканово. (1888)

Пейзаж воссоздает лирический образ простой среднерусской природы в ее тихом, предвечернем состоянии. Соотношением глубоких темно-зеленых и серых тонов художник выразительно передает неброскую поэтическую красоту этого уголка тверской природы.

Зимой (1898)
Зимой (1898)

Сдержанная и строгая красота деревенской природы, заснеженные избы и сараи, усталые лошаденки, деревенский пейзаж - вот одна из распространенных тем серовской живописи.
С поразительным мастерством Серову удалось передать ощущение мгновенно схваченной натуры. Из-за угла сарая появилась лошадь в санях. Темная масса сарая контрастирует с открытым пространством поля. Красив колорит пейзажа, построенный на тонком сочетании серых, коричневых и белых тонов, передающих спокойный серый зимний денек.

Летом (Портрет О. С. Серовой) 1895
Летом (Портрет О. С. Серовой) 1895

Этот портрет своей жены художник написал на открытом воздухе. Фигура молодой женщины, сидящей у бревенчатой стены, помещена в серебристой прохладной тени и дана на фоне залитого солнцем пейзажа, мягко контрастирующего с тенью первого плана. Это не просто портрет, а портрет-картина, как и многие другие портреты Серова.

Мика Морозов (1901)
Мика Морозов (1901)

Мир детства стал одной из важных тем творчества Валентина Серова. Портреты детей - это портреты-характеристики, они насыщены напряженным лиризмом и какой-то удивительной гармонией. В них читается глубокое и серьезное проникновение в душу ребенка, умение разглядеть его чувства и переживания: грусть и радость, тревогу и безоблачное счастье.
Миша Морозов (Мика, как его звали в детстве) - сын крупного промышленника и известного коллекционера Михаила Абрамовича Морозова.
Хрупкая фигурка, взлохмаченная голова, горящие глаза позволяют ощутить черты характера порывистого Мики и мир его переживаний. Кажется, еще минута, и он сорвется с места. Переполняющее мальчика любопытство заставляет его приподняться, напрячься. Острый изощренный глаз художника предельно точно фиксирует в лице ребенка самое важное мгновение его состояния.

Октябрь. Домотканово. (1895)
Октябрь. Домотканово. (1895)
Петр I (1907)
Петр I (1907)

Картина пользуется заслуженной известностью. В ней художник дает свое понимание личности Петра и его дел. Он показывает царя как умного и глубоко национального русского деятеля, трезво использующего западный опыт. Например, с какой иронией дана фигура иностранца (справа по краю картины), съежившегося под суровым порывом ветра и едва поспевающего за размашистым "символическим" шагом Петра.

Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько "приподнятой" из-за пониженного горизонта, и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика - его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные, и среди них - фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

Большой эмоционально-выразительной силой наделен свинцово- холодный колорит картины, образно раскрывающий суровость эпохи.

Вдали видны мачты кораблей и даже пасущаяся корова. Эти подробности "оживляют" сцену.

Портрет актрисы М.Н. Ермоловой (1905)
Портрет актрисы М.Н. Ермоловой (1905)

Портрет актрисы Ермоловой считается лучшим в наследии художника. Легенда русского театра Ермолова изображена на официальном парадном портрете, во весь рост на холсте крупного размера, на фоне театрального фойе.

На Ермоловой - черное, закрытое концертное платье, ниспадающее тяжелыми складками. Его густой тон оттеняет напряженную бледность лица с резко выделяющимися поднятыми бровями, сверкающими глазами и яркими губами в слегка гневном изгибе. Броский, будто прочерченныйй силуэт фигуры вызывает впечатление, что она царит в окружающем пространстве, которое зрительно расширяется, благодаря большому зеркалу на стене.

Художник писал актрису, сидя у ее ног на маленьком стульчике, благодаря чему зритель смотрит на нее как бы снизу вверх и что еще больше придает ее прямой и гордой осанке впечатление величественности и монументальности.

Портрет Г.Л.Гиршман (1907)
Портрет Г.Л.Гиршман (1907)

В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста, именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Красивый, изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки - все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек ( это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. в зеркале у края холста).

Портрет Иды Рубинштейн (1910)
Портрет Иды Рубинштейн (1910)

Это нашумевший портрет, написанный в Париже, один из последних, апофеоз ноаого стиля Серова. В то время он вызвал скандал в обществе. Серова обвинили в модернизме.

Здесь представлена известная танцовщица Ида Рубинштейн, исполняющая утонченные, темпераментные танца Востока. Художник написал портрет на художественном "языке" декаданса. Портрет выполнен в виде декоративного панно: стилизованно-плоская фигура танцовщицы на грубом, слегка прокрашенном холсте - острые изломы контура рисунка и сочетание локальных цветов.
Внешность балерины была необыкновенна. Овал лица, как бы начертанный без единой помарки, счастливым росчерком чьего-то легкого пера, благородная кость носа. И лицо милое, матовое, без румянца, с кипой черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо - некоей древней эпохи.
Наделенная экстравагантностью и острой выразительностью, балерина на серовском портрете выглядит вызывающей и одновременно великолепной. Но есть здесь и другое - облик Иды Рубинштейн дышит тонкой и грустной лирикой, о чем писала Анна Ахматова: "Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнаженной..."

Портрет княгини Юсуповой (1902)
Портрет княгини  Юсуповой (1902)

Серов восхищался красивой и обаятельной Зинаидой Николаевной. Может, потому ее светский портрет вышел особенно удачным. Работал он над ним долго - с перерывами два года. Юсупова позировала охотно, "всегда была мила", гостеприимна. Обстановка Серова не стесняла. "Чувствую себя здесь хорошо, работаю порядочно", - писал он.
Впервые в парадном и одновременно психологическом портрете доминировало лицо. Взгляд женщины прямо направлен в глаза зрителя. Фигура изображена в сложном извилистом движении, в изящной цветовой гамме. При всем обилии изысканных аксессуаров, они не кажутся лишним нагромождением.
Серов добивается удивительной выразительности в передаче характера женщины и поразительного сходства: красота не затмила ее внутреннего богатого содержания.

Портрет княгини О.К. Орловой (1911)
Портрет княгини О.К. Орловой (1911)

Кульминацией позднего творчества Серова стал портрет княгини Орловой. Урожденная княжна Белосельская-Белозерская, жена князя В.Н.Орлова, начальника военно-походной канцелярии. Ольга Константиновна была весьма заметной фигурой своего времени. Константин Сомов говорил, что не видел другой женщины, которая умела бы "так носить туалеты, как носила их Орлова".
Художник с восхищением отнесся к своей "породистой" заказчице. Экстравагантная Орлова была "желанной" для художника моделью. Над портретом княгини Серов работал долго, несколько лет, даже ездил за своей моделью за границу. Это один из сильнейших портретов Серова.

В нем соединились блеск "парадного портрета" (как бы предназначенного для дворцовых зал) с большой остротой характеристики этой надменной светской "львицы". Помпезно богат ее салон, ее состояние нервически напряжено, и во взоре ее - выражение тщеславия и настороженности. В Орловой есть что-то вызывающее - в угловатой, изломанной позе, в в изысканной крикливости ее костюма последней парижской моды.

Портрет императора Николая II (1900)
Портрет императора Николая II (1900)

Этот холст - незаконченное авторское повторение портрета, который был заказан самим Николаем II в подарок государыне Александре Федоровне. Предназначенный для размещения в спальне императрицы, он подчеркнуто камерный, лишенный каких-либо внешних аксессуаров власти. Николай на нем - прежде всего, частный человек. Серов работал над портретом почти три месяца. Царь позировал во дворце в Царском Селе, куда художник ездил из Петербурга. К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях.
По свидетельству современников. портрет имел необычайное сходство с моделью.

Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898)
Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898)
Похищение Европы (1910)
Похищение Европы (1910)

Это декоративное панно на тему античного мифа. Прекрасная Европа, дочь финикийского царя, была похищена самим Зевсом, который обратился в быка. Серов превратил эпизод морского странствия героев в увлекательное действие. Очень реально написан бык, обернувший голову к своей юной пленнице.
Бык списан художником с натуры. Тяжелый и могучий, с выразительным взглядом, он мчится навстречу набегающим волнам. Робкая и нежная, с лицом-маской коры Европа смиренно покорилась судьбе.
Художник. строит свою "историю" на совмещении настоящего и мифического. Плоскость синего моря, совсем "ненастоящего", - отзвук нереального, вымышленного мира. Волны, намеченные условными пятнами, создают ощущение ритмичного движения. Но все же Серов не выходит за рамки убедительности реально происходящего.

Портрет Художника К.А. Коровина (1891)
Портрет Художника К.А. Коровина (1891)

Серов изобразил своего друга полулежащим на тахте в их общей мастерской. На стене - наколотые пейзажные этюды, рядом с Коровиным виден раскрытый маленький ящик с красками, словно бы художник только что вернулся с этюдов...Спокойствием отдыха веет от крепкой, плотной фигуры Коровина, его широкое лицо, окаймленное короткими прядями черных волос и маленькой бородкой, одухотворено каким-то особенно теплым, лирическим выражением, озаряющим все вокруг. Портрет написан широко, броско, энергично.

Портрет написан сочными, насыщенными красками, контрастирующими друг с другом: темно-синие жилет и брюки, белая рубашка, холодно-белая стена, красные пятна тахты и полосатой красно-белой подушки, на которую облокотился Коровин.

Портрет художника И И Левитана (1893)
Портрет художника И И Левитана (1893)

Этот портрет передает тонкую, впечатлительную натуру художника с помощью живописной светотени, в которую погружена его фигура. Мягко освещена его красивая, умная голова, но глаза, полные глубокой задумчивости, - в легкой полупрозрачной тени...

Портрет великого князя Павла Александровича (1897)
Портрет великого князя Павла Александровича (1897)