Софийский собор

Софийский собор

Софийский собор в Киеве

Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор в г. Киеве — один из выдающихся памятников древнерусского государства. Гордость Киева - Софийский собор был поставлен в 1037 г. при князе Ярославе Мудром, в память о победе над печенегами, на том месте, где Ярослав разбил вражеские войска.

Всей своей торжественной праздничностью храм выражал радость победы и стал памятником славы русского народа. Строился храм византийскими мастерами, однако, как говорилось ранее, им помогали русские зодчие, и при строительстве учитывались особенности древнерусской архитектуры. Основной массив храма, заключенный между двумя башнями, был опоясан открытыми галереями. Выложенный из кирпича, красный цвет которого чередовался с полосами розового раствора, и сиявший золотом своих 13-и куполов, храм выглядел праздничным и великолепным. Конечно, в более поздние периоды храм подвергался реставрации и изменил свой внешний вид, но не стал менее прекрасным.

Внешней парадности Софийского собора соответствует и его внутреннее убранство. Блестящие мозаики и матовые, изысканные по цвету фрески сплошь покрывали стены. Полы были выложены из разноцветных камней. Церковная утварь из золота, серебра и самоцветов придавала собору еще большую пышность. Мозаики и фрески, выполненные византийскими мастерами с большим мастерством, выразительность лиц, фигур, строгие ритмические композиции, тонкость цветовых сочетаний до сих пор производят огромное впечатление. Поражает воображение фигура Богородицы - стоящая с воздетыми руками Оранта (молящаяся), воспринималась киевлянами как защитница города. Ее прозвали "Нерушимой стеной", - по народной легенде, до тех пор, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так близко вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза - оберегающий жест поднятых рук - напоминали древнюю Берегиню славян. Фигура Оранты излучает тепло и силу, она кажется живой -будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Золотой нимб над ее головой ярко светится даже в сумеречной атмосфере собора.

Строгие образы святых смягчаются лучезарными красками: розовые лица, русые волосы, белоснежные, с фиолетовыми тенями, ризы. В росписях в основном изображены религиозные сюжеты, но персонажи не похожи на мучеников, святых, скорее, это прекрасные юноши, молодые воины с правильными, красивыми чертами лица. Особенно запоминается Иоанн Златоуст - это почти портрет одухотворенного проповедника, у которого пламенный интеллект побеждает телесную немощь.

Софийский собор занимал центр города и был самым грандиозным и красивым сооружением, гордостью всех киевлян.


Рисунок Софийского собора




Макет первого Софийского собора в византийском стиле




Современный Софийский собор




Внутреннее убранство Софийского собора




Внутреннее убранство Софийского собора




Внутреннее убранство Софийского собора




Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве.




Мозаика Софийского собора. Богоматерь. 1037г.




Фреска Софийского собора




Фреска Софийского собора