Сомов Константин Андреевич (1869 - 1939)

Сомов К.А.
Сомов К.А.

Имя Константина Сомова в искусстве стало почти синонимом слова "мирискусник", настолько его творчество воплотило все идеи этого художественного объединения. Манера Сомова соответствовала эстетике "мирискусников", соединяя мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью. Сомов был признанным мастером "галантных жанров", начало которым было положено еще в годы учения в Академии Художеств. Сюжеты небольших, тщательно сделанных картинок отличались преднамеренно поверхностной интригой; живописец любил сочинять незатейливые сценки с капризными манерными героями в комических, по большей части, ситуациях с эротической подоплекой. Присутствовала, однако, в этих милых, изящных пустячках нота драматизма, не дававшая очаровательным картинкам Сомова превратиться в карикатурный анекдот. Курьезные персонажи, изображенные с легкой иронией, были в то же время и любимыми персонажами. Во всех галантных сценках Сомова подспудно присутствовал оттенок щемящего душу переживания, своеобразное memento mori.

Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге, в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Мать была хорошим музыкантом, образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

В 1889 г. Сомов поступает в Академию Художеств, где учился в мастерской И.Репина. Но учеба в Академии не удовлетворяла его, и в 1897 г. художник добровольно покидает ее и уезжает в Париж, где прожил два года.

В Париже в это же время работали А.Бенуа, Е,Лансере, А.Остроумова и другие "мирискусники". Здесь Сомов сблизился с А.Бенуа.

В 1898 г. Сомов вернулся в Россию, поселился в Петербурге. И занялся портретной живописью.

Сомов принимал участие в оформлении журнала "Мир искусства", а также периодического издания "Художественные сокровища России" (1901-1907), создал иллюстрации к "Графу Нулину" А.Пушкина (1899), повестям Н.Гоголя "Нос" и "Невский проспект", нарисовал обложки поэтических сборников К.Бальмонта "Жар-птица.Свирель славянина", титульный лист книги А.Блока "Театр" и другие.

Наряду с портретной и пейзажной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905) и другие.

Сомов экспонировал свои произведения на выставках "Мир искусства", Союза русских художников, на персональной выставке в Петербурге (1903), в берлинском и парижском салонах, чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе.

После Октябрсской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу. В декабре 1923 г. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петербурга. Но на родину он не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

К.А.Сомов умер в Париже 5мая 1939 года.


Белая ночь.Сергиево. (1897)
Белая ночь.Сергиево. (1897)
Дама и Арлекин (1912)
Дама и Арлекин (1912)
Арлекин и Дама (1921)
Арлекин и Дама (1921)
В лесу
В лесу
Весна (1905)
Весна (1905)
Дама в голубом. Портрет художницы Е.М.Мартыновой (1897-1900)
Дама в голубом. Портрет художницы Е.М.Мартыновой (1897-1900)
Дама у зеркала. Портрет В.В.Цемировой (1898)
Дама у зеркала. Портрет В.В.Цемировой (1898)
Две дамы на террасе
Две дамы на террасе
Девушка на солнце (1930)
Девушка на солнце (1930)
Девушка с грибами (1922)
Девушка с грибами (1922)
Дремлющая дама в черном платье (1909)
Дремлющая дама в черном платье (1909)
Зима. Каток (1915)
Зима. Каток (1915)

В этой картине воспроизведен не один смешной эпизод: достаточно взглянуть на позу негодующего ревнивца на скамейке или на растянувшегося на льду потешного персонажа на втором плане. С изумительным мастерством художник "зафотографировал" несколько таких "стоп-кадров". Каждая сценка как бы заключена в свою собственную рамку из деревянных столбов и перекладин. Кукольность ярких фигурок соседствует с вечной природой, которые написаны с поэтической лиричностью. Одинокая фигурка замыкает перспективу длинной аллеи справа, и на фоне белого снега и закатного неба совсем как у Брейгеля прорисованы прозрачные кроны деревьев с голыми ветками.

Портрет Е.П.Носовой (1911)
Портрет Е.П.Носовой (1911)
Идиллия (1905)
Идиллия (1905)
Итальянская комедия (1914)
Итальянская комедия (1914)
Книга маркизы. Иллюстрации (1918) - 1
Книга маркизы. Иллюстрации (1918) - 1
Книга маркизы. Иллюстрации (1918) - 2
Книга маркизы. Иллюстрации (1918) - 2
Купание (1904)
Купание (1904)
Летнее утро -1 (1920)
Летнее утро -1 (1920)
Летнее утро - 2 (1932)
Летнее утро - 2 (1932)
Лето (1900)
Лето (1900)
Летом
Летом
Обнаженный среди цветов (1903)
Обнаженный среди цветов (1903)
Осень (1905)
Осень (1905)
Пасторальная сценка с двумя девушками (1928)
Пасторальная сценка с двумя девушками (1928)
Пашня (1905)
Пашня (1905)
Пейзаж с беседкой (1897)
Пейзаж с беседкой (1897)
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой
Пейзаж с радугой (1915)
Пейзаж с радугой (1915)
Письмо (Таинственный посланец) 1896
Письмо (Таинственный посланец ) 1896
Поцелуй (1914)
Поцелуй (1914)
Прогулка после дождя (1896)
Прогулка полсле дождя (1896)
Пьеро и дама (1910)
Пьеро и дама (1910)
Радуга (1897)
Радуга (1897)
Садик (1897)
Садик (1897)
Синяяя птица (1918)
Синяяя птица (1918)
Концерт (1900)
Концерт (1900)
Осмеянный поцелуй (1908)
Осмеянный поцелуй (1908)
Спящая молодая женщина
Спящая молодая женщина
Спяшая молодая женщина в парке (1922)
Спяшая молодая женщина в парке (1922)
Спящая молодая женщина на диване (1909)
Спящая молодая женщина на диване (1909)
Портрет Сергея Рахманинова (1925)
Портрет Сергея Рахманинова (1925)