Степанов Алексей Степанович (1858 - 1923)

Степанов А.С.
Степанов А.С.

Степанов А.С. родился в Симферополе, в семье дворянина, офицера. Рано осиротел, затем его перевезли в Москву, где он и получил образование. Его главной темой в живописи была природа и повседневная жизнь простых людей. Степанов умел проникновенно передавать чувства человека, его взаимоотношнгте с природой. Принимал активное участие в передвижничестве.


Журавли летят (1891)
Журавли летят (1891)

Знаменитая картина, ставшая любимой и популярной в русском народе. Есть в ней что-то типично русское. Дороги сердцу манящая синева бесконечных далей, ровная полоса еще прозрачного березового леса с темнеющими кое-где редкими елями. Трогает душу освободившаяся только что от снега земля с чуть зеленеющим озимым клином, высыпавшие на задворки села ребятишки, вся радость которых - просто поваляться и побегать по сухой прошлогодней траве, сквозь которую уже пробиваются розовые побеги пестов - первых гостинцев родной земли. Все интересно ребятишкам в ее пробуждении: и прозрачная талая вода, и красноватые прутья кустарника с набухшими почками. Все радует и вызывает сладостное чувство надежды: скоро придет лето.

Зима.
Зима.

Зима. Снег засыпал деревню, избы. По дороге в путь отправилась упряжка лошадей с санями. В сторону с дороги отступили две женщины, переговариваясь между собой. И, как всегда у Степанова, впереди лошадей бежит собака.
Зимнее, мглистое небо, но едва пробивающееся солнце бросает на снег розово-голубые отблески. Пейзаж простой, бесхитростный, вызывает настроение умиротворенности.

Сбор на охоту. 1900-е
Сбор на охоту. 1900-е

Художник изобразил сцену сборов помещика на охоту с собаками. Утро. Псарь выводит собак, рвущихся на волю. в ожидании веселой охоты.Собираются охотники с ружьями наперевес.
Накануне был дождь, дорогу развезло, повсюду лужи. Однако небо уже прояснилось, и день обещает быть погожим.
Картина написана с любовью к простым и людям, к родной природе, такой бесхитростной, но такой щемяще близкой...

Кумушки.
Кумушки.

Сценка из повседневной жизни русской деревни. У старой, почерневшей избы перед открытым окном собрались три молодые женщины и оживленно о чем-то беседуют. В окне, вероятно, четвертая подружка.
Как всегда у художника, здесь присутствуют животные: у стены разлеглась собака, копаются в пыли куры. Сушится на веревку белье.
Скупой, неяркий колорит, безыскусный сюжет, однако картина вызывает интерес и сегодня, как эпизод из жизни русских крестьян.

Лоси
Лоси
Приезд учительницы.
Приезд учительницы.

На фоне простого деревенского пейзажа развертывается знакомое в те времена событие. В деревню приехала новая учительница. Она сидит на телеге, опустив голову - видно, она не рада этому назначению - деревня глухая, бедная. Сзади нее притулился сундучок с нехитрыми пожитками.
У старой, покосившейся избы собрались люди, встречая учительницу. Видно, ее определили сюда на жительство.
Наступила осень, уже выпал первый снег, слегка запорошивший дорогу, хотя кое-где еще проглядывает пожухлая трава. Небо прояснилось, обещая погожий день, но вдалеке, в низине, еще не разошелся утренний туман.

На водопой
На водопой
Бульвар (1919)
Бульвар (1919)

Это одна из редких картин, когда художник писал не деревню, а сцену из городской жизни дворян.
Бульвар, летний день. Сквозь густую листву деревьев падают солнечные блики на землю, на одежду гуляющих людей.
Нарядно одетые господа знакомы друг с другом, они общаются между собой, собравшись по интересам: кто-то читает, углубившись в книгу или газету, кто-то ведет оживленную беседу. А на первом плане молодая девушка в белом платье, в нарядной шляпке стоит, с нетерпением всматриваясь в глубину бульвара - она кого-то ждет, скорее всего, задержавшегося любимого мужчину.

Паром (1919)
Паром (1919)
Утро (1897)
Утро (1897)
У ограды
У ограды
Утренний привет (1905)
Утренний привет (1905)