Страсть глухого художника

Франсиско Гойя

Великий испанский художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес был не только гениальным художником, но и очень любвеобильным мужчиной. Он с юности испытывал страстные и необузданные чувства к женщинам. Его любовницами становились и богатые аристократки, и простые крестьянки, и известные в городе красотки из публичных домов. Говорили даже, что однажды в деревне, заметив красивую монашенку, темпераментный художник влез к ней в келью и похитил ее, после чего спровоцировал жестокую драку с деревенскими крестьянами, в которой чуть не был убит.

Три года спустя, в 27 лет, Гойя в Мадриде встретил своего давнего друга Франсиско Байеу, который познакомил его с сестрой, красавицей Жозефиной (Хосефой). Пылкая и страстная любовь привела к тому, что девушка забеременела, и не помышлявший о женитьбе художник вынужден был скрепить свои отношения с возлюбленной семейными узами. Жена подарили ему пятерых детей, хотя в живых остался только один сын.

В 46 лет Гойя серьезно заболел и последствия болезни остались на всю жизнь - он оглох. Глухоте предшествовал двухмесячный паралич. До сих пор спорят, что за болезнь настигла художника - говорили и о сифилисе, о других венерических заболеваниях, и о шизофрении, и даже о маниакально-депрессивном синдроме. Слух художника то пропадал совсем, то частично возвращался, однако, образ жизни Гойи остался прежним. Бесчисленные романы продолжались: их было столько, что художник даже не помнил имени женщины, с которой провел ночь. Он покорял сердца знатных дам и бедных простушек, красавиц и обычных, ничем не приметных женщин. Казалось, это доставляло ему полное. ничем не сравнимое удовольствие.

Так продолжалось до тех пор, пока в жизни художника не появилась двадцатилетняя герцогиня Альба, ставшая самой желанной женщиной в жизни художника и самой роковой музой в его судьбе. Его познакомили с Каэтаной Альба придворные аристократки, бывшие близкими подругами мастера. Желающая увидеть собственными глазами "необыкновенного Гойю", Альба сама пришла к нему в мастерскую. Она была высокомерна, красива, женственна и необыкновенно чувственна. Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна - самая красивая женщина Испании того времени - Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба, - оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.

Герцогиню нельзя было назвать благопристойной и скромной дамой - общество знало о ее многочисленных порочных связях, впрочем, Альба и не думала их скрывать. В числе ее любовников называли самых знатных и влиятельных мужчин страны. Ее замужество в 13 лет с уже немолодым герцогом, представителем одного из самых могущественных аристократических родов Европы, не принесло Каэтане душевного спокойствия и счастья. Юное сердце желало пылких чувств, а тело стремилось познать все наслаждения и ласки. Одержимая страстью, отдававшаяся каждому чувству, молодая герцогиня в 20 лет стала опытной, многое познавшей, коварной обольстительницей. Герцог Альба предпочел не обращать внимания на любовные связи своей темпераментной жены, а затем он скончался от долгой и тяжелой болезни. Его неверная супруга, облачившись в траурный наряд, отправилась оплакивать мужа в замок в Андалусии и провела там чуть больше года. Все это время с опечаленной вдовой жил сам Франсиско Гойя.

Несомненно, самыми прославленными картинами великого мастера называют двойную картину "Обнаженная маха" и "Маха одетая" (Маха и махо - так называли цыган или торгующих телом молодых людей в Мадриде 18-19-го века). Написаны они примерно в 1800 году. Полотно "Маха одетая" на стене откидывалось на шарнирах, и под ним открывалось другое - та самая маха, но обнаженная, несмотря на строжайший запрет инквизиции изображать обнаженное женское тело.

До сих пор идут споры, кто изображен на картине - действительно Альба или другая женщина. Однако известно, что герцогине были посвящены многие другие картины великого художника, среди них были и очень откровенными. Однажды на одной такой картине, где Каэтана была изображена голой, она собственной рукой написала: "Хранить такое - просто безумие. Впрочем, каждому свое". Ее фраза не была лишена кокетства.

Летом 1802 года Каэтана Альба устроила пышное празднество в своем мадридском дворце. Были приглашены самые знатные, именитые представители аристократического Мадрида. Был, конечно, и Гойя. После ужина герцогиня показала гостям личную мастерскую художника при дворце, водила по залам и беспрестанно говорила. Поведение ее было несколько странным - она рассуждала о ядах, которые находятся в некоторых красках, шутила о смерти. Когда вечер закончился, Гойя вернулся домой, но до утра не мог заснуть, все вспоминал, как герцогиня рассуждала о том, как хорошо умереть молодой, не дожидаясь старости. Утром его подозрения подтвердились - герцогиню нашли мертвой.

До сих пор ее смерть остается загадкой - то ли сама Каэтана приняла яд, то ли кто другой помог, в том числе называют и королеву Марию-Луизу, которая считала герцогиню Альбу своей соперницей, ненавидела ее. После смерти любимой Каэтаны прошло много лет, а Гойя так и не смог успокоить страдающее сердце.

Портрет герцогини Каэтаны Альба
Портрет герцогини Каэтаны Альба
Обнаженная маха
Обнаженная маха
Маха одетая
Маха одетая